И замахнулся на этот раз Тамбовский молодежный театр на самого нашего Антона Павловича Чехова. Казалось бы, пьеса «Вишневый сад» (16+) — это классика, поставлена везде по много раз, и о которой известно все, а все смыслы уже давно раскрыты многочисленными критиками. Но в том-то и загадка Чехова, как и всей классики, что раскрыть его до конца невозможно, и каждый театр, и каждый режиссер, осмелившись на постановку такого произведения, идет на риск. Тем более, если это молодежный театр, в котором есть свой стиль, своя манера, и, на первый взгляд, может показаться, что «Вишневый сад» совсем не из его репертуара.
Однако, режиссер Дмитрий Ефремов и сплоченный коллектив «молодежки» эти опасения с успехом опровергли, создав динамичное действо, где на контрасте почти с буффонадой открывается трагический смысл. И это не просто смена эпох, а смысл всей нашей жизни.
Этот спектакль не стоит сравнивать с интерпретациями «Вишневого сада», что подробно расписаны в школьных учебниках по литературе. Потому что о спектакле не надо читать — его надо смотреть. И тогда увидишь, как сквозь умиляющее веселье и эмоции вернувшихся в родной дом Раневской и Гаева пробивается жуткая трагедия потери корней, хотя корни вишневых деревьев, говорят, не исчезают никуда, и здесь даже символически стали частью декорации.
Кто-то может не согласиться с самим образом Раневской на нашей сцене, но не надо удивляться — это тоже она, просто, несколько с иной стороны. И вечный студент Петя Трофимов тоже несколько другой, лишенный абсолютно всякого школьного пафоса, и знаменитые слова «Вся Россия – наш сад» он говорит обыденно, даже грустно, не потому что восторженно мечтает о высоком, а лишь констатируя, что ушла одна эпоха и приходит другая. Просто Чехов почувствовал, как мир изменился, и спектакль молодежного театра сумел показать это через конкретных людей и очень пронзительно. Да и Лопахин спешит ударить топором по вишневому саду не столько для того, чтобы заработать на дачных участках, а чтобы покончить с тем прошлым, когда его деда здесь даже на кухню не пускали.
А главное в этой истории, а точнее в исторической трагедии — здесь никто не виноват. А зрителю остается искать смысл современности, которая рядом. И это выразительно подчеркивает музыкальное оформление спектакля, где французский шансон в живом исполнении артистического дуэта «молодежки» Кристины Ерошенко и Константина Колодина напоминает о вечном Париже, как своеобразном образе уходящей мечты. Прием необычный, но попадающий прямо в точку.
— Для меня было главным — вскрыть Чеховскую сущность пьесы, тонкость, его тишину, где на контрасте особо значимо умение молчать, даже важнее, чем произносить монологи, — говорит режиссер спектакля Дмитрий Ефремов, — а дальше уже есть пространство для фантазии, и мы постарались создать метафоричную атмосферу, отражающую идею автора на современном уровне постановки. Это уже четвертый спектакль, который мне довелось поставить в Тамбовском молодежном театре, и мне хорошо работать с этим коллективом, где ребята все делают по полной, отдают себя целиком. Я не суровый режиссер, я против творения в терзаниях и муках. Я вырос на Вахтанговской школе, где театр — это праздник. Если он станет праздником для актеров, он будет праздником и для зрителей.
— Чехов определял эту пьесу как комедию. Вы согласны с этим?
— Безусловно, но это комедия по-чеховски, комедия — это трагедия, произошедшая не с тобой конкретно. Просто за комедией мы часто зашучиваем жизнь, веселимся, как герои пьесы, а в конце, как сказал Фирс: «Как будто и не жил».
— Сейчас режиссеры все предпочитают классику пьесам современных авторов. А почему?
— Наверное, потому, что между современными авторами и театром существует стена. Они пишут пьесы, часто не понимая, как их конкретно можно поставить на сцене. А Чехов это знал и понимал. Потому что он жил в театре и жил театром. Его жена была актрисой, и он знал всю театральную кухню досконально. Актер должен понимать действенную задачу, а современные драматурги даже словами часто не могут объяснить, что и как надо делать актеру. Я ставлю спектакль, чтобы зрители получили ответы и задали вопросы, чтобы они задумались не столько о спектакле, сколько о себе.
И фестиваль «Виват, театр!» (16+) дает всем такую прекрасную возможность. Как всегда он наполнен открытиями, сюрпризами и экспериментами, как говорится, спешите видеть, чтобы потом не пожалеть, что не видели.