Его судьба может удивить кого угодно, судьба военного человека, воина. Анатолий Михайлович Еременко несколько раз заключал контракты с Министерством обороны России, и всегда это было время, когда температура в стране и в мире приближалась к точке кипения. Хотел быть нужным своей Родине … Когда это вот так просто пишется на бумаге, звучит пафосно, с претензией. Но если эти слова, эта тонкая материя чувств, живут внутри человека, как определить, кто же он в своей сущности? Крепкого сложения, со строгим русским лицом, с прямым взглядом, сдержанный в эмоциях. Напрашиваются разные сравнения, аналогии, и сквозь условность всех сравнений ваяется образ былинного богатыря в остроконечном шлеме, в тяжёлой плетёной кольчуге с мечом в ножнах и с ножом за голенищем ялового сапога.
А он чуть улыбался уголками губ, мол, тебе видней. «Да что там рукопашный бой? Если враг приблизился к тебе на длину руки, значит, тактически ты уже уступаешь. Есть автомат, он должен решить всё». И снова эта улыбка в уголках губ. Он рассуждал, как военный, который отстаивает свой рубеж, а не своё тщеславие.
В мой очерк да и в историю страны и он вошёл под псевдонимом Анатолий Гончар, писатель и командир разведывательной группы спецназа ГРУ, для которого нет ничего невозможного, потому что он служил Родине, его цель всегда была благородна.
Родился Анатолий 6 января 1965 года в селе Хорошавка Инжавинского района Тамбовской области, был шестым, младшим ребёнком в семье. К его рождению не прошло и двадцати лет со дня окончания Великой Отечественной войны, а она на всё наложила свой жёсткий отпечаток. Жили дружно, в уважении к родителям и друг к другу. Анатолий до конца дней своей матери, Лилии Михайловны, а прожила она более 90 лет, обращался к ней исключительно на Вы. У себя в селе пошёл учиться в среднюю школу, а заканчивал десятилетку в соседнем селе Красивка. Образование получил хорошее, поскольку без больших затруднений поступил в МГУ имени М.В. Ломоносова, но...
Но сначала в его судьбе была армия. Срочную службу Анатолий Гончар проходил в Афганистане, в Баграме. По всей видимости, он был очарован Афганистаном, это как болезнь, но постижение другого, опасного мира укрепило его характер, позволило почувствовать себя своим на войне и свою внутреннюю силу. И в будущем это поможет сделать выбор.
Май 1985-го года, прекрасное время! М.С. Горбачёв уже пришёл к власти, но ещё не успел наворочать дел. Толе двадцать лет отроду, весна, дембель, прощай, Афган! Армейская служба не затуманила голову, не отбила желание учиться, не помешала поступить в университет на биологический факультет. Кстати, а почему МГУ? Чем хуже тамбовские институты? И думается мне, всё дело в том, что он два года находился в водовороте событий мирового значения, и смотрел на этот для него послевоенный мир, как минимум, с высоты гор Гиндукуша, как на приз, положенный победителю, и конечно, хотел двигаться дальше и выше. Да здравствует юношеский максимализм! Если учиться, так в лучшем университете страны! Вот и весь ответ.
Но осенью в Афганистане погибает его друг, который не дослужил… И что-то сломалось внутри вчерашнего солдата. Вот он в Москве на Ленинских горах, на Красной площади, на проспектах и бульварах, на стадионах и в театральных залах, среди беспечных студентов и других сограждан, которые ничего не знают об Афганской войне и не интересуются ей. Как же так? Как такое может быть? А там, за речкой, каждый день выполняют свой воинский долг и гибнут молодые ребята. Неправильно это. Вот и пришло это время выбора, выбора судьбы. В личном деле студента появилась сухая строчка «Отчислен по собственному желанию…».
Бывшего студента уже ждала школа прапорщиков, по окончании которой в июле 1987 года он снова окажется в Афганистане, в горно-пустынной стране, требующей от каждого гостя мужества и выдержки. Его местом службы стала 201-я мотострелковая дивизия, её называли Кундузской, поскольку штаб находился в Кундузе, городе с северной стороны Гиндукуша.
Что же он искал в этой стране? Могу только предположить, что все люди, которые идут на тяжёлые испытания и преодолевают их, на самом деле ищут себя, ищут своё место в жизни, место, где ты нужен, где ты можешь кого-то спасти. Не так ли люди ощущают свой внутренний долг? Толя Гончар, Анатолий Михайлович свой долг, и внутренний, и воинский, выполнил сполна, был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу», и после того, как не стало Советского Союза, уволился из Вооружённых Сил. Думал, что навсегда.
В литературу он вошёл как поэт. В начале двухтысячных годов издал несколько сборников стихов, выдал их почти «залпом». Писал стихи, как говорят, со школьной скамьи, долго собирал их, оценивал, чего они стоят, как их воспринимает читатель, но не было возможности для издания авторского сборника. Был, правда, в 1989 году удачный опыт в воронежской газете «Молодой коммунар», когда в одном из майских номеров его стихи вышли тиражом в 15 тыс. экземпляров. Для начинающего поэта это был успех, но развития тот успех не получил.
И вот в 2001 году он выстреливает сразу тремя книгами стихов, первая из которых «Я – день. Я – ночь». Позже – ещё два сборника. Анатолию тридцать шесть лет, и это прекрасный возраст для взрывного творчества. С этого времени в течение нескольких лет его стихи публикуются практически ежемесячно в газетах «Инжавинский вестник», «Охотничий вестник». И всё же это была только предтеча настоящей литературы. Как автор он ощущает свою нарастающую силу, но ещё не знает, как ею распорядиться. Судьба уже прокрутила его в своих жерновах, и что-то должно было компенсировать внутреннее напряжение, которое его не оставляло. В поэзии он ищет гармонию, пишет на разные темы, ищет свою, хотя признания всеобъемлющего, всероссийского, о котором мечталось, не находит….
В ноябре 2003 года Анатолий Гончар, зрелый человек, подписывает очередной контракт с Министерством обороны и снова уходит на войну, на этот раз на контртеррористическую операцию, её ещё называют Второй чеченской. Враг опытен, враг хорошо подготовлен, враг безжалостен и циничен, для него не существует гуманизма и благородства. Собственно, о чём разговор, российской армии противостояли хорошо вооружённые международные бандиты, террористы. Их задачей было разжечь мятеж, разрушить Россию, их надо было остановить. Это вопрос для спецназа ГРУ – организации чрезвычайно серьёзной и закрытой, поэтому никакой информации о том, чем занимался зам. командира разведывательной группы Анатолий Гончар и его товарищи по оружию, нет. Но что мы хорошо знаем, что на этой войне родился настоящий русский писатель, который в будущем расскажет, как российская армия ломала врагу хребет, душила эту войну, не давая ей распространиться на другие регионы России, перерасти в масштабную гражданскую.
Стоит вчитаться в его книги, написанные уже после возвращения с Северного Кавказа. Если раньше у начинающего писателя был небольшой опыт создания прозы, то теперь ему достаточно было всё увиденное, узнанное на настоящей войне перенести в компьютер, на бумагу. Другие имена героев, другое название местности, другие войсковые подразделения и только враг назван своим именем. Басаев, международный террорист, назван Басаевым, чтобы у читателя не сложилась иллюзия, что автор – талантливый выдумщик. Надо вчитываться в каждый абзац, в каждую страницу, потому что за военными приключениями, за острым сюжетом скрывается героическая, самоотверженная реальность, тяжёлая работа, которую выполняют на войне российские воины. Скрываются и те подвиги, за которые сам автор награждён медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» двух степеней с мечами. В это время и появляется псевдоним «Анатолий Гончар», автор под этим псевдонимом пишет повести «Черновая работа», «Приказ - погибнуть», «Последняя обойма», «Прапор и его группа», которые выходят отдельными книгами в Москве в ЭКСМО, самом крупном российском издательстве.
Массовому читателю, в основном мужчинам всех возрастов, как воздух нужна была вера в свою страну. Где было её взять после трагедии Будённовска? Но вот в начале нулевых безысходность, беспомощность распада стали сменяться надеждой, что мы справимся с нашей общей бедой. Россия начала медленно подниматься с колен, обретать свою независимость, истинное лицо гордого, сильного государства, и книги, которые писал очевидец этого противостояния, были очень важны.
Книги Гончара расходятся как горячие пирожки, он востребован. И в 2011 году выходят его следующие издания: «Боевой выход», «База икс», «Заложник должен молчать»… И в ноябре этого года по итогам работы международного совещания молодых писателей в Москве он становится членом Союза писателей России, что для каждого пишущего человека является профессиональным признанием. И это было потрясающее событие в жизни писателя Анатолия Гончара!
Вместе с книгами как-то сами собой пришли литературные победы. Анатолий Гончар – победитель литературного конкурса «Твои, Россия, сыновья!» с дипломом имени генерала Михаила Скобелева. Он – лауреат специальной премии литературного конкурса «Щит и меч Отечества». За выдающийся вклад в дело пропаганды военно-художественной литературы он стал лауреатом премии «Во славу Отечества».
Перечислять все книги, написанные и изданные Анатолием Гончаром, дело не благодарное, всего к 2017 году вместе с переизданными книгами их было более тридцати. После наступил творческий застой, издательская работа прекратилась, много писал в стол. Шла перенастройка авторских взглядов и смыслов.
Мне случилось поговорить с ним в это время. Из его негромких слов я понял, что он как писатель устал от такого привычного остросюжетного жанра, где от автора требовалась высокая динамика произведения, интрига, рискованный сюжет, но в конце повести должны прозвучать фанфары. Молодёжь и подростки с нетерпением ждали выхода его книг. Жанр военных приключений популярен, читатель восхищается чужими подвигами, примеряет их к себе, формирует свою реальность, интуитивно готовится к будущему. Но что же дальше?
Рано или поздно перед взрослым человеком встаёт вопрос о смысле жизни, своей жизни – зачем живёшь, кому и для чего ты нужен? Это вопрос мировоззрения, вопрос понимания правды, а значит, это вопрос литературы. У писателя такой вопрос должен прозвучать в его книгах, и это уже не коммерческая литература по запросу читателей, где всё определяется тиражом. Это призыв ко всему миру: услышьте меня, мне есть, что вам сказать!
Он утверждал своё мировоззрение и отвечал отказом на новые предложения издательства ЭКСМО, хотя у него уже были готовые к публикации романы и повести. Работал Анатолий много, быстро, но было ощущение, что он не ценил свой собственный труд, как будто это были только наброски, эскизы.
— Почему ты отказываешься? Это же будут книги.
— Ещё одна, потом другая. Не хочу. Чего-то не хватает, не могу понять, чего, пусть отлежатся.
— Сам говорил, они уже написаны.
— Хм, переписать нетрудно. Знать бы, ради чего.
После 2016 года он не издал ни одной новой книги (были переиздания), и это была принципиальная позиция, но её смысл он раскрывать не стал. Я же, спустя время, сам понял простую мысль: он хотел стать большим писателем. У него был талант, а талант вещь не статичная, не окаменевшая. Талант – это дар, который развивается, растёт, сбрасывает старую кожу, обретает новые грани и смыслы. Он искал нового общения, обстоятельной критики, чтобы уловить на уровне ощущений, как, каким образом выстраивать свою новую литературу. У него за плечами уже было возвращение Крыма в лоно родной матери – России, поистине историческое событие, где он в ряду других «вежливых людей» обеспечил бескровный переход власти к Российской Федерации. Эта тема тоже требовала раскрытия…
И уходя на свою последнюю войну, Анатолий Гончар оставлял на своём рабочем столе неизданные или частично недописанные более двадцати романов и повестей, которые ещё ждали авторской правки.
Писатель не существует в вакууме, он рождается и живёт в насыщенной общественной среде и, благодаря своему таланту, ищет и находит в ней линии жизни, которые становятся сюжетами его будущих рассказов и повестей, героями и персонажами, историческим фоном либо бытовым антуражем. Главное – уметь видеть, уметь слышать, уметь собрать всё это воедино и раскрыть перед читателем на страницах своих книг.
Первой средой писателя Анатолия Гончара, безусловно, была семья, в которой он вырос и о которой однажды решил рассказать. Пришло такое время, и он пишет поэму «Связной» про своего отца, Еременко Михаила Кузьмича, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Отечественной войны двух степеней и медали «За боевые заслуги». Отец был ещё подростком, партизанил, выполнял ответственные задания командования, и его черты характера, твёрдость, целеустремлённость, умение хранить тайну, отразились в сыне. Ближайшие родственники практически до последнего не знали, что он пишет такую поэму, по сути, прославляет своего отца, свою семью.
Анатолий гордился, что он из многодетной семьи, гордился, что он родом из деревни. Он и прожил всю жизнь в деревне с перерывами на военную службу. Обидно было слышать, когда рядом говорили, что у деревни нет перспективы. Россия живёт деревней! Гордись, что ты ногами стоишь на земле. Он считал, что урбанизация губит народ, ведёт к его сокращению.
Когда губернатор Тамбовской области Максим Егоров встречался с писателями по литературным вопросам, искал опору в гражданском обществе, Анатолий Гончар уже после встречи, подошёл к нему и пожаловался, что зарастает камышом Ворона, самая чистая река Тамбовщины, его река, где он рыбачил, занимался подводной охотой. Он ставил вопрос перед властью, будет ли что-то делаться для поддержания её девственной чистоты? Егоров ответил ему, что вопросы экологии в числе приоритетных, в том числе вопрос о реке Ворона.
В ковидные времена за два года писательская организация от пандемии потеряла трёх писателей, это была тяжёлая потеря. Ковида боялись, оправдано или не оправдано подвергали сомнению вакцины и режимы ограничения, пожилым людям предлагали сидеть по домам. Но люди тяжело болели и умирали. Именно в это рискованное время Анатолий Гончар решается на поступок, который по праву надо назвать геройским. У него в деревне заболел сосед, «скорая» по какой-то причине не могла приехать, но надо было спасать человека, заражённого ковидом. Никто не решился, растерянность людей можно объяснить. А он взялся помочь, повёз больного в город в своём автомобиле, зная, какими могут быть для него последствия, но за себя он не боялся. «Делай, что должен, и будь что будет». Так звучат колокола.
Уже находясь на спецоперации по освобождению Донбасса, приезжал в отпуск, позвонил. По армейской привычке доложил, что жив. Я понял это именно так, буквально. Кратко и по существу. А о чём ещё поговоришь по телефону? «Может, в кафе?» «Нет, времени мало. Семья». Телефонная трубка – это только способ передачи информации. Какое-то бесчувственное слово, мёртвое, как статистика. Надо встречаться, пока мы живы. Надо обниматься, надо говорить самые разные, самые простые вещи! Чтобы не опоздать.
У него было пулевое ранение в грудь, контузия, он никогда не рассказывал об этом, а я никогда не видел его в форме с нашивками о ранении. И для меня тем удивительнее, что с таким ущербом для здоровья и уже немолодым человеком он снова отправился на войну в расчёте на что? На силу характера, на врождённое здоровье, на удачу? С войны нужно возвращаться живым и невредимым, как в сказках пишут. Но, наверное, он не мог не пойти, не мог по-другому, как тогда, когда он спасал соседа.
Командира разведгруппы спецназа ГРУ старшего прапорщика Еременко Анатолия Михайловича, или иначе писателя Анатолия Гончара, не стало 31 июля 2023 года, он погиб во время артиллерийского налёта, выводя из-под огня автомобиль, организуя эвакуацию раненых бойцов, спасая своих товарищей. 18 января 2023 года ему присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Медаль «Золотая звезда» стала его высшей и последней наградой. У него осталась семья: жена, взрослые дети. И ещё остались книги…
Пройдет время, специальная военная операция по освобождению Донбасса и Новороссии достигнет поставленных целей, станет достоянием истории, течение жизни вернётся в обывательские берега, и образ былинного героя, отстоявшего этот мир, будет отливать величием и монументальной бронзой… А человека из плоти и крови, ранимого, смертного, который посмел своей хрупкой жизнью заступиться за Родину, уже не будет. Даже правдивые воспоминания самых честных людей будут пахнуть мелованной бумагой и типографской краской, как будто он эпический символ, а запах, а флёр его настоящей жизни исчезнет, как прах… В этом и есть какая-то вселенская несправедливость.
Уже после гибели Анатолия Гончара при поддержке Правительства Тамбовской области и Тамбовского отделения Союза писателей России в издательстве «Тамбовский полиграфический союз» вышла его повесть, написанная четыре года назад, «Портрет на фоне века». Книга как памятник. И если путь воина окончен, путь писателя продолжается…