Пожалуй, слово «тамбовский» как нельзя лучше подходит к названию фольклорного ансамбля «Губеренка» Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова, потому что коллектив этот своей главной целью ставит поиск и исполнение аутентичных народных песен, что рождались на протяжении веков в нашей Тамбовской губернии. Фольклор – понятие многоликое, современных интерпретаций его множество, но та основа народного творчества, на которой строится репертуар ансамбля, идет от времен, когда эти песни были не просто искусством избранных, а частью народной жизни и сопровождали быт людей, их труды и праздники. Это не просто песни – это наша история и наши истоки. И когда эти песни звучат в исполнении «Губеренки», то представляются они вовсе не музейным ретро, а живой мелодией переживаний, понятной всем, включая самых молодых. И все эти преображения музыки создают совсем юные талантливые люди, которых объединила любовь к этой музыке.
А родилась «Губеренка» почти четверть века назад и с тех пор живет и поет под руководством увлеченного преподавателя Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова Марии Владимировны Друцкой, а за музыкальное оформление сейчас отвечает не менее увлеченный студент 2 курса института, аранжировщик и саунд-продюсер Николай Добычин.
Наверное, не зря считается, что в любой истории важна роль отдельно взятой человеческой личности. Жанр народной песни – не исключение, если имеется ввиду не попсовый ширпотреб, а настоящее народное искусство из глубинки, почти забытое, которому нельзя дать исчезнуть.


А на вопрос, чем совсем молодого человека может привлечь народная песня, Николай Добычин отвечает просто:
— Я обычный деревенский парень, поэтому народную песню слышал с ранних лет. Прабабушка пела (в основном, застольные песни), а вторая прабабушка была частушечницей, по рассказам родственников пел и прадед у которого был звонкий и полётный голос. Так что музыка стала естественным выбором для меня, и сейчас я занимаюсь тем, чем всегда хотел заниматься. Проходя службу в армии, мне повезло стать участником единственного в Российской Федерации православного военного хора инженерных войск «За Веру и отечество» под управлением ныне покойного игумена Варнавы Столбикова. Кстати, там я и написал песню «За родную Русь», которую мы уже здесь на родной Тамбовской земле доработали с Марией Владимировной и недавно представили в исполнении сводного народного хора колледжа им В.К. Мержанова и студентов кафедры народной художественной культуры направления «Руководство фольклорным коллективом» нашего института на отчетном концерте. Запись этой песни мы направили на Всероссийский конкурс и стали лауреатами первой степени. Что же касается «Губеренки», то это особый коллектив, цель которого возрождение народных песен прежде всего Тамбовского края, чтобы сохранить эти сокровища и дать им новую жизнь.


— Николай, но ведь эти старинные песни звучат в исполнении «Губеренки» в самой, что ни на есть современной обработке, которую ты и делаешь. А не конъюнктура ли это, неужели это необходимо?
— Это необходимо. Потому что это способ донести исконно народную песню до современного слушателя, в первую очередь, до молодого. Это как красивая обертка у конфеты — моя задача сделать эту «конфету» привлекательной. Главное, чтобы эта обработка была сделана профессионально, интересно и со вкусом, считает Николай Добычин.
И здесь поле для экспериментов в песнях «Губеренки» оказывается действительно широким с использованием самых разных музыкальных стилей. Например, плясовая песня Тамбовской обл. «Танечка», записанная в 1968 году в г. Уварово, заслуженным работником культуры РСФСР, Николаем Григорьевичем Лисиным была соединена с известным тамбовским частушечным наигрышем «Матаня» получился своеобразный мэшап с элементами рэпа. Композицию так и назвали «МаТанечка», и на концертах она пользуется неизменным успехом. И нет никакого противоречия стилей, ведь рэп оказался весьма родственным направлением к чисто русским частушкам. И вообще, по мнению участников ансамбля, внутренняя связь фольклора разных народов существует и обогащает друг друга.
Но традиции тамбовской песни — это особая история и целая культура, которая требует специального изучения. Сейчас уже практически невозможно найти прямых носителей этой культуры, но, как известно еще в 60-е годы прошлого века эти исследования велись, на Тамбовщину приезжали ученые-фольклористы из Москвы, ездили по деревням и записывали там народные песни. С тех пор прошло немало лет, но чтобы найти эти записи, Николай Добычин в прошлом году отправился в научный центр народной музыки имени К.В. Квитки при Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского. И поиски этих без преувеличения культурных сокровищ увенчались успехом – драгоценные записи были найдены и привезены в Тамбов. Сейчас их расшифровывают, используют в учебном процессе, а «Губеренка» включает в свой репертуар.
— Это не просто песни, это целые картинки жизни, и нам, исполняя их, надо показать целый спектакль, — рассказывает Мария Владимировна Друцкая. — Наша главная цель — дать забытым песням новую жизнь, чтобы эту старинную песню услышали. Людей в разные века тревожили и волновали одни и те же чувства, и они понятны современному человеку. Фольклорная песня – это, прежде всего образы, иносказания, символы и бывает, что именно распевы и междометия выражают главный смысл. Русская фольклорная песня – песня добрая, в ней нет злых образов, а есть настоящая звуковая гармония жизни, будь то песня календарная, свадебная, протяжные страдания или озорные частушки.


— Мария Владимировна, а где можно увидеть и услышать выступления «Губеренки»?
— Мы стараемся участвовать в самых разных культурных мероприятиях и фестивалях по области. «Губеренка» неоднократно становилась лауреатом фестиваля патриотической песни, организуемого Домом молодежи Ведь патриотизм – это понятие широкое, и в первую очередь суть народа, передаваемая через народную песню, через традиции, в которой может говориться и о природе, о любви, о всех сокровенных чувствах. Конечно, очень хотелось бы нести тамбовский фольклор по всей стране, ведь об этих песнях очень мало знают, а наше культурное наследие очень интересно и заслуживает широкого внимания.
Что и говорить, и внимания со стороны органов культуры определенно заслуживает такой самобытный коллектив как «Губеренка», где воспитываются высокопрофессиональные артисты-исследователи фольклора, несущие в мир народную культуру, ведь без финансовой и организационной поддержки выезжать на фестивали в другие города весьма проблематично. Но в коллективе работают настоящие энтузиасты, которые не только поют, но и сами создают костюмы для программ ансамбля. За четверть века, через «Губеренку» прошло немало музыкантов и вокалистов, которые, закончив институт, продолжают сольную карьеру и создают свои коллективы, как в разных уголках Тамбовщины, так и в других городах. А «Губеренка» по-прежнему остается молодой, живет и поет, являясь ярким образом Тамбовского края, его самобытной народной культуры, во многом еще не открытой.