Defenders of the Faith… Прочтя эти слова, любой поклонник рок-музыки вспомнит альбом Judas Priest… но нет, речь вовсе не о его переиздании.
Defenders of the Faith – это имя недавно созданной шведской группы, которая 26 июня выпустила свой первый альбом Odes to the Gods – «Оды богам» (16+). Уже само это название рождает подозрения в мистификации. Ну, кто в тяжёлой музыке специализируется на вознесении хвалы древним божествам и хтоническим чудищам? Да-да, именно хвалы – и чудищам тоже!


Сомнения окончательно развеиваются после просмотра интернет-роликов, где можно присмотреться к лицам музыкантов.
Лица-то все знакомые! И голоса тоже. Некоторых, правда, не хватает: нет, к примеру, ни одной рок-сопрано.
Что ж поделать? Музыка на этом альбоме – старый добрый хэви 80-х. Точнее, стилизация под него. И на роликах картинка соответствующая. Например, на одном – видеомагнитофон с кассетой, ламповый телевизор, полосочки помех… В общем, сплошная ностальгия по прошлому.


Иного музыканты Defenders of the Faith и не обещали. Композитор Кристофер Йонссон, признанный «отец» симфо-метала (возможно, не он создал этот жанр, но Кристофер точно первым в мире выпустил альбом, полностью в нём выдержанный – Theli), давно говорил о своей мечте вернуться к временам юности, когда он увлекался, помимо классики, хэви-металом – музыкой Judas Priest, Iron Maiden, Motörhead, Motley Crue… Вот и вернулся…
На диске «Оды богам» нет почти ничего, что считается фирменным знаком творений Йонссона. Никаких гибридов неоклассики и экстремального дэт-металла, никакой смеси оперного пения и медвежьего гроула. Ни хоров, ни симфонического оркестра. Не слышно ни мощных оперных сопрано Лори Льюис и Кьяры Мальвестити, ни ангельского голосочка восходящей звёздочки Тайды Назраич. Только суровый мальчишник рок-музыкантов, которым за пятьдесят!


Самому возрастному их них, басисту Налле Польссону, уже 62. Другому недавно исполнилось 56. Это Томас Викстрём, потомственный оперный певец, сын знаменитого шведского тенора и киноактёра Свена Викстрёма. Томас когда-то был на первых ролях в оперных театрах, например, пел партию Гофмана в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана»… но здесь не ждите от него академического вокала. Скримит и хрипит, как заправский рокер!


Однако Йонссон не был бы Йонссоном, если бы в его песнях звучал голос всего одного вокалиста. Вот и в «Одах богам» везде слышится многоголосие.
Второй солист – это великолепный аргентинец Диего Вальдес, к которому, к сожалению, слава пришла очень поздно – когда ему было уже за сорок. Поклонники таланта Тарьи Турунен обратили на него внимание благодаря фрагменту «Призрака оперы», включённому в DVD-диск Act I. Там Тарья пела вместе с яростным и харизматичным Диего.


С тех пор прошли тринадцать лет, и он вырос в вокалиста мирового уровня. Заметно похудел и отстриг к своим пятидесяти четырём годам буйную чёрную шевелюру, но драйв не утратил и теперь вот выступил с Therion… простите, с Defenders of the Faith. Если Диего вольётся в группу, это будет самым крупным её приобретением после фантастически одарённой Лори Льюис.
Третий вокалист, Кристофер Давидссон, ещё недавно был в Therion басистом, а теперь вот переквалифицировался в певца.
Соло-гитаристом остаётся Кристиан Видаль. За ударной установкой – Сами Карпиннен, который был барабанщиком Therion в конце 90-х и потом вернулся в 2017 году.


Ну и, наконец, сам Йонссон. Он, как всегда, лидер и композитор, ритм-гитарист на сцене и клавишник в студии, а также издатель альбома: Кристофер записал его в своей студии Adulruna и выпустил на собственные средства. Кстати, иногда на альбоме слышится и его голос. Маэстро ведь в юности был экстрим-вокалистом. Вот и решил вернуться к тем временам. Тоже ностальгия по прошлому!
Название «открывашки» (она же в расширенном варианте и «закрывашка») альбома – Heavy Metal Shakedown – говорит само за себя. Это хэви-метал, но в отчётливо терионовском духе (Йонссон утверждает обратное, но слушателям почему-то кажется, что Therion там лезет изо всех щелей).


Следует за ней, наверное, лучшая песня диска – I’m in love with my tank («Я влюблён в свой танк»). Название – явная пародийная отсылка к I’m in love with my car группы Queen, однако музыка другая. Хэви, и тоже «терионизированный».


Песня, по словам Кристофера Йонссона, навеяна впечатлением, которое оставил в его душе старик, бывший танкист, воображающий, что он до сих пор воюет в танке. Солирует Диего Вальдес, как и в Darkside Brigade, Heavy Metal Shakedown и The End of the World.
The End of the World… Это ближе уже к дум-металу. Как там не хватает зловещего хрипа Матса Левена и траурных подвываний Кьяры Мальвестити, что мы ещё совсем недавно слышали в Twilight of the Gods! (песня на Leviathan III – последнем диске, который Therion выпустили под своим именем) Впрочем, Диего Вальдес и один хорошо справился. За себя и за ту Кьяру!


В Northern Stones, Funeral Pyre и Time Machine слышится уже мощный голос Томаса Викстрёма… А вот Intruder опубликован в двух версиях, где солируют два разных певца.
К слову, если бы Time Machine, I’m in love with my tank, Heavy Metal Shakedown и особенно The End of the World вышли на каком-нибудь диске Therion, никто бы не удивился. Ну и что же, что это не симфо-метал! Почерк Йонссона-то никуда не исчез. Очень уж яркая индивидуальность.


В общем, мистификация удалась. Интересно послушать музыкантов из Therion, которые сыграли под другим названием в нехарактерном для них жанре. Однако шедевров, сопоставимых с песнями из Secret of the Runes, Vovin или Theli, на диске «Оды богам» найти не удалось. Время ушло…
PS. Безусловно, симфо-метал Йонссону удаётся лучше. Самым популярным его альбомом остаётся Vovin 1998 года, где музыка – в первую очереди СИМФО- и лишь во вторую – метал.
Кристофер ли изобрёл симфонический метал, как везде пишут? Едва ли...


Автором идеи симфо-метала была, скорее всего, оперная певица Клаудия-Мария Мокри, а воплотила эту идею ещё в 1987 году группа Celtic Frost, исполнив метал-реквием Rex irae. Любопытно, что всё та же Клаудия-Мария Мокри пела и в первых симфо-металических композициях группы Therion на диске Lepaca Kliffoth 1995 года. До выхода нашумевшего терионовского Theli с признанным гимном симфо-метала To mega Therion (явная дань уважения одноимённому диску Celtic Frost) оставался год...