Подняться на Большой Арарат, преодолеть высоту свыше пяти километров — это мечта Смбата Казаряна, жизнь которого и так непрерывное восхождение по нехоженой тропе.
Преданность выбранной профессии
«Помню, мой дед часто говорил: работы не надо бояться, раз руки-ноги есть — поднимешься. И эти слова я повторяю сам себе, когда приходится браться за трудное дело», — рассказывает глава КФХ Смбат Казарян.
Сегодня Смбат руководит молочной фермой с дойным стадом 250 голов в большом селе Митрополье Бондарского района, круглосуточно решает проблемы, которых в этой отрасли немало.
«Забот много. Корма, медикаменты, топливо, кадры... От работников же многое зависит. Село большое, а молодых, сильных и, главное, работящих жителей мало, потому, помимо местных, у меня трудятся приезжие из Узбекистана и родной Армении. Для них построено общежитие. Всего на ферме работают 20 человек», — говорит Смбат Казарян.
Профессию животновода Смбат Левикович получил ещё во времена СССР, окончив зоотехнический институт. Пошёл по стопам деда, который в своё время был директором крупного совхоза, поднимал сельхозпредприятие с нуля.
В прошлые нестабильные времена нынешний глава КФХ никогда руки не опускал, освоил даже строительные специальности, но душой всегда тянулся к животноводству и даже открыл свою молочную ферму в Казахстане. А спустя три года при поддержке двоюродного брата Арарата Казаряна занялся молочным животноводством в Бондарском районе на Тамбовщине. Семейные узы — важное подспорье. Вот так в 2014 году Смбат зарегистрировал своё крестьянско-фермерское хозяйство и через год получил первый грант на развитие семейной животноводческой фермы.
«За всё время работы мы полностью восстановили два старых корпуса коровников, построили ещё один, плюс зернохранилище, приобрели новое оборудование и закупили племенных молочных коров», — говорит Смбат Левикович.
Швейцарская порода
Сегодня общее поголовье КФХ Казарян насчитывает 600 голов крупно-рогатого скота швицкой породы, а начинал Смбат с 80 дойных коров.
К слову, эти животные отличаются крепким здоровьем, скороспелостью, хорошо приспосабливаются к климату, выносливы, главное для них — правильное питание. В хозяйстве Казаряна бурёнки на стойлово-пастбищном содержании, так как на свободном выпасе коровы дают более качественное молоко. В зимний период животные потребляют сено, свекольный жом, подсолнечный жмых, комбикорма с необходимыми минеральными добавками, соль.
Погодные условия этим летом осложнились засухой, и потому уже сейчас коровам дают комбикорм. От этого надои сейчас средние, 15 литров, хотя по жирности молоко отличного качества.
Кстати, родина швицкой породы — Швейцария, и там именно благодаря высокой жирности этого молока делают один из лучших сортов твёрдого сыра.
Молоко из КФХ Казаряна тоже отправляется на местный сыродельный завод, с которым давние и крепкие партнёрские связи. Закупочная цена невысокая, а субсидии почти неощутимы, ведь производство молока — одна из самых низкорентабельных, долгоокупаемых и технологически сложных отраслей. Причина — высокая себестоимость, особенно в сравнении с растениеводством, которое в последние годы в регионе приобрело экспортную ориентацию. Без господдержки молочникам не обойтись.
Кстати, о господдержке. На развитии молочной отрасли в регионе глава администрации Тамбовской области Александр Никитин делает акцент. Цель: в течение нескольких лет решить задачу по стопроцентной самообеспеченности населения области молочной продукцией.
В регионе действует госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. В этом году, помимо возмещения части затрат на приобретение племенного скота молочного направления, также предусмотрена субсидия на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию производства.
Однако сегодня важно, чтобы господдержка для непрерывного процесса технологической модернизации производителями молока осуществлялась вне зависимости от размеров производства и форм хозяйствования.
За мечтой
Такие средние предприятия, как хозяйство Казаряна, несут важную социальную нагрузку в сёлах. Работники фермы не только благоустраивают Митрополье, к примеру, строительство в 2017 году моста через речку Малый Ломовис, но и поддерживают пенсионеров, дарят подарки к праздникам.
Смбат Казарян — «правильный фермер», верит в свои силы, крепко стоит на земле, которая стала ему второй родиной. Да и дети выросли здесь. Старшие дочери Марьям и Ася выбрали профессии врача и переводчика, окончив университет с красным дипломом. Сын Артуш после колледжа ещё решает, кем станет, но пока трудится рядом с отцом.
Уже 20 лет семья Казарян живёт в России, но Смбат бережно хранит память о своём родном древнем городе Гаваре (бывшем Камо) на озере Севан. А ещё помнит предания стариков о горе Арарат, главном символе Армении. По легенде, у подножия этой горы остановился Ноев ковчег.
Своё восхождение на гору Арарат Смбат решил посвятить памяти жертвам геноцида армян Османской Империи. Известно, что трагические события начались 24 апреля 1915 года. Эта боль не утихает в сердце Смбата.
«Жена Сильва говорит: ты если чего задумаешь, обязательно добиваешься и на гору поднимешься», — смеётся Смбат Казарян.
Его преданность делу, настойчивость и терпение не оставляют сомнений в том, что горы зовут тех, чья душа им по росту.
Недавно стало известно, что Смбат уехал покорять Большой Арарат.