В своей журналистcкой работе не раз приходилось общаться с Николаем Михайловичем Скороходовым, удивительно скромным, беззаветно преданным делу спорта человеком, приверженцем физкультурного движения, примером для молодёжи в отношении к здоровому образу жизни. С ним часто встречались на массовых спортивных мероприятиях, автор строк, как правило, готовил репортаж, а Николай Михайлович был непосредственным участником событий. Зимой, катаясь в парке «Дружба» на лыжах, часто пересекался с ним на дистанции.
Скороходов буквально проносился мимо таких же любителей, как я, и, провожая его взглядом, я не переставал удивляться его выносливости, а ведь в этом году ветерану спорта исполнилось 86! Николай Михайлович по натуре отзывчивый и пунктуальный, если обратиться к нему с просьбой поделиться какими-либо данными об истории тамбовского спорта, а на глазах жителя Тамбова, уроженца рабочего посёлка Жердевка прошло столько событий, интересных людей, что хватило бы не на один том энциклопедии, он обязательно поможет.
Перебирая газетные архивы о тамбовском спорте, поймал себя на мысли — а ведь о Николае Скороходове мною ничего не написано. Он часто рассказывал об известных тамбовских спортсменах, тренерах, о том, как развивались физкультурно-спортивные общества, а о себе умалчивал. И вот решил воспользоваться пробелом, и повод хороший — написать об этом человеке ко Дню физкультурника. А то, что Николай Михайлович большой поклонник физкультуры, — это ещё мало сказано.
Спорт и физкультура — вся его жизнь. И когда учился в школе, и будучи студентом, и работая преподавателем, а затем деканом факультета физвоспитания, а затем уже на заслуженном отдыхе не представлял себя без лыж, пробежек и велосипеда. Он весь в движении, и фамилия Скороходов в полной мере отражает его энергичную натуру. Но моё желание встретиться с ним в летний период оказалось делом непростым.
Застать Николая Михайловича дома долго не удавалось, а мобильный телефон не отвечал, и когда казалось, что к намеченной дате не успеть и придётся искать замену герою моего материала, его домашний телефон, к счастью, прервал длинные гудки. Оказалось, все эти дни он жил на даче в Троицкой Дубраве. Это место Николай Михайлович присмотрел ещё в годы, когда вместе со студентами пединститута выезжал в лагерь Галдым, что граничит с селом.
Живописное место: лес, река. Что ещё надо для отдыха? Небольшой домик, сад, огородик — есть, где получить физические нагрузки. На своей старенькой «семёрке», а водительский стаж у него более сорока лет, погрузив поклажу, отправляется с женой и младшим внуком на природу. И долго не хочется возвращаться в шумный город. Но вот вернулся, и на мою просьбу пообщаться Николай Михайлович откликнулся сразу.
ДЕТИ ВОЙНЫ
Трудиться на земле Николай Скороходов приобщился ещё с детства. Родился он в простой семье в Жердевке, мать работала в колхозе, отец — сапожных дел мастер. Помимо сына, у Скороходовых росли две дочери. Жили небогато, как и многие в те годы, родители приучали ребятишек к труду. Всё бы хорошо, да война проклятая нарушила мирную жизнь.
«В 41-м году я пошёл в первый класс, — вспоминает Николай Михайлович, — проводили отца на фронт, а вскоре пришла на него похоронка. Мама долго не верила, надеялась — может, ошибка и вернётся глава семьи, и всё у них будет хорошо. Не пришёл. Жили мы у элеватора, много семей рядом с нами было, и лишь одни дождались с фронта, была это девушка Люба Романова».
Тяжела вдовья доля, поднимать троих детей непросто. В войну было голодно, но особенно трудно пришлось в послевоенный период. Голодали ужасно, и впоследствии это отразилось на детском организме. Ещё в школе Николаю нравилось заниматься физкультурой, играл в футбол на пришкольном стадионе, и его даже включили в районную команду. Интересовался спортивными изданиями, учитель физкультуры Михаил Петрович Клепиков выписывал газету «Советский спорт» и давал юноше почитать.
У Скороходова появился большой интерес к спорту, старался следить за выступлениями атлетов. Но после школы настало время выбирать себе дорогу, и мать сказала честно: «У меня средств нет тебя содержать, иди в военное училище». Вот тут-то и сказались голодные годы, медицинская комиссия выявила проблемы со здоровьем, и стать военным было не суждено. Приехав в Тамбов, поступил в пединститут на спортфак.
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
Председатель федерации лыжного спорта Тамбовской области Николай Ельцов попросил Скороходова собрать материалы к книге о нашем лыжном спорте. Пришлось Николаю Михайловичу посидеть в архивах, в залах областной библиотеки, собирал фотографии. Скоро издание выйдет в свет, в нём много материалов, посвящённых спортсменам, событиям разных лет. За таким занятием многое вспоминалось.
В этой книге Николай Скороходов написал, что для него как первокурсника пединститута 1952 год стал неожиданным и впечатляющим. Он начал серьёзно заниматься лыжами, а на третьем курсе его включили в студенческую команду на соревнования спортивного общества «Искра», где он стал чемпионом. На протяжении почти семидесяти лет Скороходов связан с лыжным спортом, и сейчас, несмотря на возраст, зимой практически ежедневно пробегает по 12—15 километров.
ВЕЛОГОНКИ ПО НОЧНЫМ УЛИЦАМ
А ещё в студенческие годы он увлёкся велоспортом, к этому его приучил тренер Михаил Николаевич Бруни.
«Асфальтовых дорог в 50-е годы за городом не было, а в Тамбове было две таких улицы, от стадиона «Динамо» до Комсомольской площади и к железнодорожному вокзалу, — рассказывает Николай Скороходов. — Тренировки проводили в шесть утра. Приходили на велобазу на Советскую, 93, брали велосипеды и гоняли. Первенство области проводилось в 12 часов ночи: на столбах горит свет, людей ни души, а машин тогда практически не было. Помню свой успех в Смоленске, где стал победителем на дистанции 50 км в соревнованиях среди педагогических вузов, а в командной гонке студенты пединститута стали третьими. Спорт тогда был массовым, очень много занималось молодёжи, не то, что сейчас».
Спустя много лет, размышляя о своей профессии, Николай Михайлович ни на секунду не сомневается в правильности своего выбора, хотя многое пришлось перетерпеть. После института ему предложили остаться преподавателем в вузе, но бытовые условия были никакие. Жил в студенческом общежитии, затем, после выпуска, — на съёмной квартире, но мечтал о собственной комнате. Хотел уже переходить в только что открывшийся ТИХМ, где на кафедре физвоспитания работал известный конькобежец, тренер Адольф Васильевич Суслин, который готов был посодействовать Скороходову в этом вопросе. Проректор пединститута, узнав о его решении, пообещал решить жилищный вопрос и сдержал слово. Так он остался в ТГПИ, в середине 90-х переименованном в университет имени Г. Р. Державина.
Николай Скороходов с гордостью говорит, что ему часто везло с учениками, много хороших выпускников осталось в спорте, хотя времена были непростые. Но о материальных благах он никогда не беспокоился. Помнится, купил «Запорожец» и был счастлив такому средству передвижения. А в 90-е вместе с выпускниками ездил в Прибалтику, откуда те пригоняли машины, и для себя приобрёл старенький ВАЗ третьей модели, позднее поменяв его на новую «семёрку», с которой не расстаётся вот уже 25 лет.
В его небольшой, но уютной квартире много книг, брошюр, журналов и фотоальбомов. Но главное богатство, конечно, семья. Растут внуки, старший живёт в Москве, младший учится в тамбовском колледже. А ещё приятно, что не забывают коллеги, выпускники, да и сам старается не пропускать мероприятия, особенно лыжные гонки, где ему среди ветеранов, которых он намного старше, нет равных.
Здоровья вам, Николай Михайлович! С Днём физкультурника!