Судьба станционного смотрителя непроста. Погода скверная, дорога ужасная, ямщик не в духе, лошади не везут, и все эти неприятности дороги путешественник вымещает на этом чиновнике самого низшего класса, отвечающем за почтовое сообщение в России. С таких рассуждений автор начинает эту историю. Также непроста сценическая и экранная судьба этого произведения А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина». И действительно, чтобы взяться за театральную постановку «Станционного смотрителя», надо обладать определенной смелостью, предвидя возникающие сложности и неизбежные сравнения. Во-первых, это не театральная пьеса, а прозаическая повесть. Во-вторых, рассказ ведется от лица повествователя, чья роль здесь совсем не второстепенна. А в-третьих, и это самое главное – как умудриться передать пронзительную атмосферу повести, заложенную в простых словах, что вышли из-под пера гения?
Режиссер Илья Греднев, взявшись за эту задачу, решил подойти со стороны творческого эксперимента. И, похоже, не ошибся, потому что классики – это живые люди, а потенциал, заложенный в хорошем произведении, позволяет такие эксперименты, которые раскрывают новые грани. В постановке нет личности повествователя, а своей грустной историей как бы делится сам главный герой, в роль которого без сомнения вжился актер Алексей Дульский. Ему как-то сразу веришь и сочувствуешь его простоте, наивной доброте и неожиданно нахлынувшему разочарованию и отчаянию. Но это, действительно, не романтический роман в стихах, а суровая проза жизни. Нет ничего удивительного в том, что его кроткая дочка Дуня, с которой они живут на почтовой станции душа в душу, встретив оказавшегося здесь проездом блестящего гусарского офицера Минского, уезжает с ним в Петербург, оставив отца в неведении и одиночестве. Жизнь состоит из мелочей и случайностей. Смотритель ругает себя за то, что сам предложил Дуне, чтобы гусар подвез ее до церкви, а она, как будто сомневалась – ехать или нет, но… Кибитка растаяла в снежном тумане, дочери смотритель не дождался, а ямщик тройки, вернувшийся с соседней станции, сообщил, что Дуня уехала с офицером дальше.
Режиссер попытался сделать спектакль не просто пронзительным по настроению, но и зрелищным, рассчитывая, очевидно, и на аудиторию школьного возраста, включив в спектакль фрагменты, которых нет в этой повести. То есть он показал наглядно, как легко столичному повесе удалось соблазнить провинциальную девушку блеском светской жизни, добавив сцену из таинственного и неоконченного произведении Пушкина «Египетские ночи». Ход не бесспорный, но он сделал разительным контраст между романтичной иллюзией столичного блеска и обыденной реальностью затерянной среди сугробов и проселочных дорог почтовой станции.
Актеры Екатерина Арестова и Никита Архипенков точно попали в роли своих персонажей, оттенив судьбу главного героя – маленького человека, чиновника 14 класса, на которых, тем не менее, держалась жизнь в стране огромных расстояний. Алексей Дульский как бы рассказывает себе про себя, ища и не находя утешения в судьбе, выпавшей на его долю. А зритель, прикоснувшийся к этой судьбе, уходит после спектакля в раздумье. Здесь нет хеппи-энда, а есть информация к размышлению. О нас, самих, о нашем отношении к родителям, о выборе пути, даже тогда, когда дороги не видно сквозь непроглядную метель…
Читайте также: Мичуринский театр привёз Гран-при с фестиваля в Смоленске