«Вы — наша Валентина Терешкова! Не волнуйтесь, аппарат всё сделает за вас», — мягким, но уверенным голосом подбадривает инструктор пациентку. Женщина, действительно, словно в невесомости, идёт по воздуху. Конечно, «повисла» она с помощью специальных приспособлений роботизированного реабилитационного комплекса, предназначенного для восстановления навыков ходьбы.
Нейрореабилитационному отделению, расположенному в Тамбовской городской клинической больнице № 3, в этом году исполняется пять лет. Здесь работают волшебники в белых халатах. Они учат взрослых людей заново ходить, говорить, читать, писать и даже думать.
Сюда на восстановительное лечение направляют со всей области тех, кто перенёс инсульт или черепно-мозговую травму. Максимально восстановить пациента после тяжёлого заболевания, травмы — такая задача стоит перед медицинской реабилитацией. Это одно из приоритетных направлений современной медицины, и оно активно развивается в нашем регионе.
ТОЛЬКО ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ПРЕЖНЕЙ ЖИЗНИ
Нейрореабилитационное отделение клинической больницы № 3 г. Тамбова появилось на базе неврологического отделения, где уже успешно лечили пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Именно из неврологии выделилось отделение нейрореабилитации на 30 коек. Возглавила его врач-невролог Галина Дронова.
«Не случайно акцент был сделан на помощь пациентам, перенёсшим инсульт. Среди причин смертности населения в нашей стране на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, — говорит Галина Ивановна. — В России ежегодно регистрируется около 450000 инсультов, из которых почти треть заканчивается летальным исходом, многие становятся инвалидами. Инсульт «молодеет». За последние десять лет уровень заболевания и смертности от него среди трудоспособного населения вырос на 30 процентов. И среди наших пациентов были тридцатилетние».
Как ни странно, но даже после первого лёгкого инсульта пациент зачастую не меняет свой образ жизни и не думает о том, как предотвратить следующий. Если инсульт был тяжёлым и превратил человека в инвалида, то и он сам, и его родственники зачастую считают, что уже ничего нельзя сделать. Реальность такова, что менее десяти процентов выживших возвращаются к прежней жизни. А перед современной медициной ставится задача — достигнуть для 70 процентов больных полной независимости в повседневной жизни уже через три месяца после начала заболевания. Кроме того, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует оказание помощи, направленной не только на спасение от смерти или угрожающих состояний, но и на восстановление функций организма после заболевания. Это и есть медицинская реабилитация — комплекс мероприятий медицинского, психологического характера с целью вернуть человека, перенёсшего тяжёлое заболевание, в общество, повысить качество его жизни.
Галина Дронова
— Галина Ивановна, возможно ли полное излечение после инсульта?
— Да, конечно. И у нас в отделении были такие примеры. Самое активное восстановление организма после инсульта происходит в первые шесть месяцев после начала заболевания. Затем возможно восстановление всех необходимых функций в течение до двух лет. Но реабилитация после инсульта — сложная проблема, потребуется очень много времени, чтобы человек восстановился. И много усилий. И только медикаментами здесь не помочь. С пациентами и их родственниками работает бригада специалистов: невролог, физиотерапевт, инструктор по лечебной физической культуре, психолог, логопед.
ДВИЖЕНИЕ К ЖИЗНИ
Чтобы восстановиться после инсульта, без физических упражнений не обойтись. В зале механотерапии, где проводятся занятия по лечебной физкультуре, появляется пожилая пара: она — в кресле-каталке, он — заботливо, с какой-то задумчивой нежностью подкатывает каталку поближе к тренажёру и настойчиво просит супругу встать и сделать несколько шагов. Та капризничает, но встаёт. С трудом, но сама делает несколько шагов. Никто не верил, что эта пациентка начнёт ходить. Год назад она перенесла инсульт. Думали, что так и останется лежачей. А она благодаря профессионализму врачей и, конечно же, настойчивости, терпению своего мужа и своим усилиям начала совсем недавно потихоньку ходить «по стеночке». И это уже победа!
«Основная задача в том, чтобы пациент научился двигаться сам, — рассказывает инструктор-методист по лечебной физической культуре Андрей Попов. — Старт произвольной двигательной активности может дать комплекс упражнений. Вот этот роботизированный реабилитационный комплекс предназначен для восстановления навыков ходьбы. Подвесная система позволяет надёжно закрепить пациента. Комплекс позволяет тренировать больных, которые даже не могут стоять. Можно «облегчить» вес тела до 70 процентов и начать обучение на очень малой скорости, постепенно её увеличивая. А этот тренажёр, похожий на велосипед, предназначен для восстановления парализованных рук и ног. В отличие от обычного велотренажёра, этот аппарат как бы слегка подталкивает человека, облегчает ему движение. Но, как ни странно, наибольший интерес у пациентов вызывает вот это довольно простое приспособление — степпер. Оно имитирует подъём по ступенькам».
Пациенты любят заниматься небольшими группами и соревноваться друг с другом — кто больше «прошёл» и «проехал». Дух соревнований очень мотивирует на выздоровление. Кроме лечебной физкультуры, используются мануальные методы физической терапии. В восстановительный период после инсульта часто назначаются физиотерапевтические процедуры.
НЕ МОЖЕТЕ ГОВОРИТЬ? ТОГДА — СПОЁМ!
Нередко после инсульта надо человека заново научить говорить или понимать речь. Восстановлением речи занимается логопед-афазиолог.
«Работа логопеда со взрослыми отличается от работы с детьми, — говорит логопед-афазиолог Светлана Саяпина. — У ребёнка мы должны сформировать навыки речи, а у взрослого — восстановить. Результат зависит от степени нарушения, индивидуальных особенностей человека, его социального положения и рода деятельности. Максимальная эффективность достигается в первые три месяца. На раннем этапе восстановления применяется метод растормаживания речи. Для этого мы используем музыкотерапию. Когда пациент не может ничего сказать, то я предлагаю спеть какую-нибудь всем известную песню. «По Дону гуляет казак молодой», к примеру. И неречевые пациенты начинают петь! На групповых занятиях мы поём караоке. «Запустить» речь помогают известные с детства стихи, к примеру, Агнии Барто, а также счёт, алфавит, которые мы все с детства знаем, и эти знания доведены у нас до автоматизма».
ВМЕСТЕ ПОБЕДИМ БОЛЕЗНЬ
«Напишите, пожалуйста, слово «стол». Теперь покажите на этом листе, где написано «Шар». А теперь повторите вот такое движение, — и психолог Константин Лозовский поднял вверх левую руку. — У наших пациентов с полностью сформированной психикой после инсульта определённые зоны мозга не выполняют свою работу. Наша задача в том, чтобы выяснить, где произошёл сбой, и по возможности скорректировать проблему или адаптировать пациента к жизни».
Психолог работает с родственниками человека, перенёсшего инсульт. Консультирует родных, занятия с больным старается проводить в их присутствии. Родственникам и самих себя нужно взять в руки и знать, кто такой человек после инсульта, как с ним надо вести себя дома, чтобы всем вместе победить болезнь. Кому-то из больных нужна мягкость, а с кем-то надо обращаться и пожёстче. Не редкость, когда пациенту легче занять позицию «я слабый и ничего не могу». Тогда точно ничего не получится.
«На восстановительном лечении человек у нас находится две недели, — поясняет Галина Дронова. — За это время мы стараемся добиться максимального результата. Но одними стараниями врачей выздоровления не достичь. В постинсультной реабилитации многое зависит от самого больного и его близких. Работать над собой надо каждый день. Супругам постинсультного больного, его взрослым детям необходимо набраться терпения и учить жену, мужа, родителей заново ходить и говорить. Главное — не бросать родного человека в беде и не падать духом!»
Читайте также: Возвращение к жизни