Вопросам модернизации и совершенствования первичной медицинской помощи отводится большое место в национальном проекте «Здравоохранение». Есть федеральный и региональный подпроекты «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Основные пункты — доступность, качество и профилактика. Конечно, всем нам, потенциальным пациентам, хочется, чтобы в поликлиниках нас встречали с улыбками, никаких очередей, а записаться можно было в удобное время. На деле оказывается не совсем так, и на то есть объективные причины: загруженность медицинских работников, нехватка специалистов, а ещё так называемый человеческий фактор... Впрочем, каждое медицинское учреждение старается найти пути решения всех этих проблем. Посмотреть, как они решаются, отправились в городскую клиническую больницу № 3 г. Тамбова, а именно — в поликлинику.
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С РЕГИСТРАТУРЫ
Общение с пациентом — дело непростое, тут важно сохранять в любой ситуации спокойствие и доброжелательность. Поэтому в прошлом году в больнице были разработаны стандарты по работе и даже речевые модули для сотрудников регистратуры при общении с пациентами, в том числе по телефону. Кроме того, работники проходят обучение по специальной программе «Профессия — медицинский регистратор» на базе учебных заведений Санкт-Петербурга. Регистратура поликлиники работает в новом формате — «Открытая регистратура». Здесь нет перегородок, отделяющих пациента и регистратора.
«Всё необходимое для первичного звена диагностическое оборудование у нас есть. Наша самая главная задача — обучить молодёжь, которая пришла к нам работать, оказывать людям качественную помощь и выявлять заболевания на раннем этапе. В этом заключается основная цель первичной медицинской помощи. Поэтому мы учим наших участковых врачей-терапевтов в первую очередь тому, что они должны проводить активную профилактическую работу с населением на своих участках, чтобы снижалась смертность от прогрессирующих сейчас сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. Надо людям рассказывать о симптомах и признаках инсульта, инфаркта, что необходимо предпринять при подозрении на инсульт или инфаркт, как распознать визуальные формы рака, а такая онкопатология тоже стала встречаться чаще», — говорит заместитель главного врача больницы по поликлиническому разделу работы Валентина Рылёва.
ЗАЧЕМ НУЖНА ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
Обнаружить в организме сбой и постараться его обезвредить призваны диспансеризация и профилактические осмотры.
«Помимо будних дней, мы приглашаем пациентов пройти диспансеризацию по субботам. Кроме того, в нашей поликлинике с прошлого года в прохождение диспансеризации внесены изменения, упрощающие эту процедуру. Пациенту выдаётся маршрутный лист, где указываются время приёма и кабинет, в котором необходимо пройти то или иное обследование, то есть самому пациенту не надо обращаться дополнительно в регистратуру. К терапевту, к которому следует обратиться по итогам диспансеризации, человека тоже записывают наши специалисты в удобное для него время. Всё это сделано для того, чтобы максимально сократить время пребывания пациента в поликлинике. Упростился и порядок забора крови на анализ. Медицинская сестра перед манипуляцией в специальном журнале регистрации напротив фамилии, имени и отчества пациента приклеивает индивидуальный штрих-код. Точно такой же наклеивается на пробирку с анализом. Это и сокращает время процедуры, и сводит к минимуму риск перепутать анализы», — рассказала заведующий отделением медицинской профилактики поликлиники Юлия Пешкова, подчеркнув действенность механизма диспансеризации и напомнив, что очень важно один раз в год пройти обследование.
КАДРЫ, КАК ВСЕГДА, РЕШАЮТ ВСЁ
Но даже самое замечательное и сверхновое оборудование делу не поможет, если нет людей. Пожалуй, самая главная проблема, и не только для сельских медучреждений, но и для городских, — это
кадровый дефицит и недостаточная квалификация медицинских работников. Каждый год коллектив третьей больницы и поликлиники пополняется молодыми кадрами. С этой целью учреждение заключает с будущими специалистами договора на целевое обучение в медицинских вузах Тамбова, Москвы, Саратова, Воронежа, Рязани.
«Мы активно ведём проф-ориентационную работу и среди школьников, и среди студентов, — рассказывает начальник отдела кадров третьей городской больницы Наталия Мильченко. — Кроме того, в положении об оплате труда нашего учреждения есть следующая норма. Молодому специалисту при условии его трудоустройства к нам в течение четырёх месяцев после окончания вуза в виде надбавки к заработной плате выплачивается стимулирующая выплата в размере 15 процентов от оклада. Эту выплату специалист получает на протяжении трёх лет».
Минувший год стал, пожалуй, самым «урожайным» для больницы на новых работников. Всего сейчас во всём учреждении работает 71 молодой специалист, а в прошлом году было принято 28 врачей. Молодые сотрудники появились и в поликлинике. За два последних года амбулаторное звено пополнилось 14 врачами-терапевтами и тремя узкими специалистами — травматологом, рентгенологом и онкологом. Немаловажно то, что новенького сотрудника без внимания не оставляют. В больнице хорошо развита система наставничества. За каждым молодым специалистом закрепляют наставника — опытного коллегу, который помогает новичку адаптироваться в коллективе и совершенствовать практические навыки.
«Наставничество — это индивидуальная работа с молодым специалистом, — рассказывает заведующая вторым терапевтическим отделением поликлиники, наставник Наталья Подугольникова. — Вначале выявляются пробелы в деятельности молодого коллеги, затем составляется индивидуальный план работы, так как у всех разный уровень и знаний, и опыта. Практически всем молодым не хватает опыта в оформлении медицинской документации. Кому-то надо объяснить нюансы работы с компьютерными программами. С другими уделяешь больше внимания клинической работе, то есть непосредственно с пациентом. Допустим, поручаю молодому специалисту осмотреть, пропальпировать пациента, а потом проверяю его, спрашиваю о результатах осмотра. С кем-то необходимо теоретическую базу обновить, а с кем-то отработать практические навыки. Наставник и молодой коллега на связи находятся постоянно, 24 часа в сутки. Молодой врач может в любое время позвонить и спросить совета. Кроме того, мы инструктируем молодёжь, как себя презентовать перед пациентом, создать в нём уверенность, что, несмотря на то что врач молодой, он способен решить проблему. И важна обратная связь с молодёжью. Приятно работать с теми, кто заинтересован и в лечебной деятельности, и в саморазвитии, и правильно реагирует на замечания. Так, легко взаимодействовать с нашим молодым перспективным специалистом участковым врачом-терапевтом Натальей Александровной Корецкой. Она работает у нас три года, мы включили её в состав научного совета больницы: у молодого врача удивительная способность к анализу, подмечать детали».
ХРИП, КАК ХРУСТ СНЕГА
Эта способность помогла Наталье Корецкой заподозрить у одного из своих пациентов очень редкую болезнь, которая встречается у одного-двух человек на миллион. Заподозрила потому, что услышала в лёгких у пациента весьма специфические хрипы, напоминающие хруст снега под ногами.
«Этот тип хрипов мне продемонстрировали на кафедре госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского, который я закончила. И сказали, что вряд ли я в своей практике вновь услышу такие хрипы. И вот ко мне на приём пришёл молодой мужчина, у которого были симптомы хронического бронхита. А в один из его визитов в поликлинику я обратила внимание, что у пациента на фоне обострения заболевания появились те самые специфичные хрипы. При дополнительном обследовании пациенту был установлен редкий ревматологический диагноз — микроскопический полиангиит», — рассказала Наталья Корецкая.
Впрочем, никаких лавров и побед именно себе молодой врач не приписывает. Говорит, что, как и положено, по тяжёлому случаю был созван консилиум и редкий диагноз был подтверждён специалистами. Кстати, именно ревматология — сфера научных интересов Натальи. А пока Наталья Александровна работает участковым терапевтом во втором корпусе поликлиники на улице Гиляровского. Работает с самого открытия корпуса, с сентября прошлого года. Появление в густонаселённой северной части города своей поликлиники — тоже один из важных шагов по развитию первичного звена и приближению медицинской помощи к населению.