Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Интервью

Писатель Саша Кот: «Смелости хватит на любую тему. Но не обо всём я стану писать»

Интервью
Фото:

Не так давно «Тамбовская жизнь» опубликовала отзыв на книгу «Иллюзия правды» Саши Кот. Мы решили продолжить знакомство с тамбовским автором.

...О СЕБЕ

— Вы окутали свою личность некой таинственностью. С чем это связано?
— Таинственная личность? Не думаю. Использование псевдонимов — в традициях российской и зарубежной литературы. Многим известны такие псевдонимы, как Илья Ильф, Евгений Петров, Аркадий Гайдар, Максим Горький, Марк Твен, Льюис Кэрролл, Жорж Санд и многие другие. Между тем настоящие имена этих писателей известны далеко не каждому. На мой взгляд, псевдоним позволяет привлечь внимание к самому произведению, а не к автору.
— Вы достаточно хорошо разбираетесь в женской психологии, что прекрасно показано в «Иллюзии правды». А ваш псевдоним даёт мало понимания о гендерной принадлежности. Раскройте же тайну!
— Женщина не будет откровенничать с мужчиной, а мужчины в основной массе считают, что женщины их всё равно не поймут. Переживания, эмоции героев моей книги, ситуации, в которые они попадают, мужчины и женщины воспринимают по-разному. Поэтому читатель будет сопереживать героям и воспринимать книгу лучше, если будет думать, что автор «свой». Поэтому пусть слабый пол воспринимает «Иллюзию правды» как романтическую историю, а сильный — как шпионский детектив. Поэтому предлагаю сохранить интригу в отношении меня. Должна же оставаться хоть какая-то загадка...
— Как вы начали писать? Что послужило «звоночком»?
— В школе мне особенно удавались сочинения. Мысль создать что-то стоящее, интересное для других будоражила мою лень и развивала творчество. А сама идея книги возникла совершенно неожиданно. У меня есть хорошая подруга, очень творческий человек, с которой мы, обсуждая сюжеты кино и книг, предлагали более крутые повороты сюжетных линий. Так у меня появилась мысль написать книгу со смешением различных стилей и запутанным повествованием.
Для меня это было хобби, на широкого читателя выход книги не планировался. Если бы не случай. Мой друг и коллега показала мне свои стихи и рисунки к ним. И это было очень профессионально. А я возьми и скажи, что пишу книгу для себя. И, как вы понимаете, дальше меня попросили почитать. Так у «Иллюзии правды» появилась первая читательница, которая сказала, что если я не завершу книгу и она не узнает, чем всё закончилось, то одним другом у меня станет меньше. Это дало дополнительный стимул довести дело до конца. А после этого она же убедила меня, что книга не должна остаться «в столе».
— Что читают сами писатели? Кто ваш любимый автор и какие произведения повлияли на вас?
— Мне нравится читать хорошие книги. Не модные, а именно хорошие. Любимых авторов много. Обожаю лёгкость повествования Астрид Линдгрен, интригу произведений Уилки Коллинза, владение словом Сомерсета Моэма, романтичность сестёр Бронте, непредсказуемость сюжетов Агаты Кристи, юмор Ярослава Гашека, разумность Артура Конан Дойла и многих, многих других. Могу бесконечно перечитывать «Тихий Дон» Шолохова, «Два капитана» Каверина, произведения Дэна Брауна. С удовольствием читаю Маргарет Этвуд, Фредрика Бакмана, Захара Прилепина, Людмилу Улицкую, Виктора Пелевина и многих других.
— Бывают ли моменты, когда вдохновение вас покидает, и как вы с этим справляетесь?
— Конечно, бывают! Эта ситуация знакома любому творческому человеку. В таких случаях писателям советуют всё равно продолжать работать. Но я так не делаю. Если вдохновение ушло, надо переключиться на что-то другое, дождаться, пока восстановится эмоциональный фон и захочется снова творить. Во всяком случае «Иллюзия правды» писалась именно в таком формате.

...О КНИГЕ

— Мы уже вплотную подошли к книге. О чём она и почему такое название?
— Мне кажется, каждый читатель найдёт в ней что-то своё и охарактеризует книгу по-своему. Конечно, эта книга — о любви, поскольку любовная линия идёт через всю книгу и разворачивается в разных эпохах. Книга о настоящей дружбе, поскольку верные друзья всегда рядом с главными героями и помогают им в опасных ситуациях. Книга о долге перед собой, семьёй, близкими, друзьями, Родиной. И, конечно, книга о боли, страданиях, самопожертвовании. Сюжет постоянно меняется, и то, что мы в начале книги принимаем за правду, потом может быть интерпретировано совсем иначе. Именно поэтому она называется «Иллюзия правды». Мне хотелось побудить читателя задуматься над тем, можно ли быть всегда уверенным в своей правоте.
— Вы консультировались со специалистами, чтобы добиться большей достоверности происходящего?
— Нет. По образованию я юрист, поэтому создание шпионского детектива по сути та же профессиональная деятельность. Несколько научных статей всё же были использованы мной при написании романа, поскольку эти аспекты мне были не знакомы. Читатели, наверное, обратили внимание на это, ведь в тексте художественной книги есть ссылки на научные статьи. Я имею ввиду самое начало книги, когда герои пытаются вскрыть сейф и рассуждают о различных способах взлома. Информация о семейном бизнесе одного из героев — Андрея — также потребовала научного обоснования, поскольку передовые военные технологии достаточно сложно придумать. Финальные события книги — штурм аэропорта — авторская выдумка. Хотя основа — вполне реальное событие: обстрел из миномёта в 1994 году аэропорта Хитроу.
— Были ли у ваших персонажей прототипы?
— Самый коварный вопрос. И очень сложный. Все герои книги — авторская выдумка. Однако внешние данные героев списаны с моих друзей. Для усиления образов герои наделяются какими-нибудь особенностями реальных людей. Именно это и делает моих героев реальными.
— Испытывали ли вы стыд перед героями, когда заставляли их проходить через определённые жизненные ситуации? Вам было их жаль?
— Конечно, мне дорог каждый персонаж. И гибель некоторых из них тяжело давалась мне как писателю. Ведь описать так, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость, совсем не просто. Стыдно ли мне за то, что заставлял героев проходить через определённые жизненные трудности? Нет, конечно. В реальной жизни у многих людей трудности более сложные, чем у моих героев.

...О ПИСАТЕЛЬСТВЕ

— На что, как писателю, вам не хватает смелости?
— Эти границы мне не известны. Смелости хватит на любую тему. Но не обо всём я стану писать.
— Кто ваш самый главный критик?
— Боюсь, что никто. Для меня важно мнение родных, близких, друзей, но если я не согласен с предложениями, то прислушиваться не буду. Это же моя книга, я так вижу. А если кто-то со мной не согласится, то он может написать свою книгу. Даже во время редакторской и корректорской правки мне приходилось отстаивать свою позицию, ведь иногда от последовательности слов, знаков препинания меняется и акцент фразы. Это как с «казнить нельзя помиловать».
— Планируете ли вы продолжить литературное творчество? Если да, то о чём будет ваша следующая книга?
— Мне бы хотелось продолжить литературное творчество. Однако я понимаю, что если «Иллюзия правды» не будет востребована читателем, то нет смысла заниматься тем, что не находит отклика и не интересно. Изначально у меня была идея написать три книги: «Иллюзия правды», «Иллюзия успеха» и «Иллюзия справедливости» — три самостоятельные истории, никак не связанные друг с другом, разные по жанру, стилю, героям. Общим должно было стать одно — иллюзия того, что наиболее притягивает нас.
— На какой вопрос вам хотелось бы самому ответить, но вам его никогда не задают?
— Когда преподаватель на экзамене, после того как студент не ответил ни на один вопрос, говорит: «Хорошо, ответьте на любой вопрос, который сами выберете». Это стопроцентный провал, вспомнить в такой ситуации что-либо просто не представляется возможным.
Тем не менее самый злободневный вопрос — чего я хочу, издав книгу? Хочу ли я славы, известности, денег? Как ни странно, нет. Отказываться от всего этого было бы глупо. Но по-настоящему хочу, чтобы книга понравилась читателю и пошла в массы. Ведь она того стоит. А ещё хотелось бы увидеть фильм по мотивам книги, если какой-нибудь режиссёр решится её экранизировать.
Людмила ВИКТОРОВА
Авторы: