Карина Константиновна Сейдаметова, редактор журнала «Наш современник», для меня, прежде всего, талантливый поэт. Думаю, следует представить ее читателю стихотворением.
— Карина, скажите, пожалуйста, какие строки лучше всего передают Ваш взгляд на мир, Вашу философию?
— Качели, замершие в воздухе,
Что это: выдох или вдох?
Для передышки или роздыха —
Переворот, переполох…
Минувшее сомкнулось с будущим,
Ни слез не ведая, ни зла.
И Родина, примерив рубище,
Стальною розой проросла.
И — строились идеи-крепости,
Искали перемен ветра,
Отринув незавидной крепости,
Обломки прежнего «вчера».
И все‑таки, кто мог раскачивать,
Летящие из века в век
Качели Родины растраченной,
Что это был за человек?!
Мы сами породили новое,
В железно-страшный век летя,
Войны разгневанно-пунцовое
Жестокосердное дитя.
И пройдено немало, вроде бы.
Но сколько призрачных обид!..
Ветра качельные над Родиной.
…И небо Родины кровит…
Это стихотворение было написано лет одиннадцать назад. Помню, как проводила творческую встречу в научной библиотеке города Мурманска, и писатель Дмитрий Коржов попросил меня именно его прочесть, нравились ему «Качели». Он говорил об этих стихах, что сквозной образ качелей обращен не только к конкретной ситуации нашего времени, но и применим к истории страны в целом. «Вечные наши «качели»: то вверх, то вниз, то переполох, то переворот».
— Как тамбовский писатель хотела поинтересоваться: что связывает издание «Наш современник» с моей малой родиной?
— Журнал публиковал многих авторов с берегов Цны. В июне 2024 года мы представили читателям повесть руководителя Тамбовской писательской организации Юрия Мещерякова «Дороже денег». В прошлом году напечатали роман Петра Алёшкина «Тамбовский волк». На наших страницах появлялись тексты Олега Алёшина, Сергея Доровских, Михаила Гришина, Анатолия Остроухова.
Мария Знобищева начала публиковаться в журнале с конца девяностых-начала двухтысячных годов, с семинаров Казинцева и Куняева, проводимых в «Липках».
С Майкой Лунёвской мы познакомились, когда она пришла на семинар «Нашего современника» в подмосковном Звенигороде. Поделюсь с Вами радостью: у Майки только что вышла в нашем издательстве новая книга стихотворений «Недостаточно памяти». А вскоре мы планируем выпустить еще четыре книги разных авторов.
— Недавно Вы побывали в наших краях, какие впечатления остались?
— Я гостила у друзей в Кирсановском районе. Приехала очень утомленная, но встретили нас настолько радушно, что я ожила. Простор, запахи трав напомнили мне Поволжье, где я выросла. Прогулялась до реки Вороны, зашла в школу, похожую на ту, где я училась в детстве. Здесь помнят былое, мне рассказывали про Антонова и его соратника Токмакова — вождей крестьянского восстания.
У Тамбовщины, безусловно, есть свой колорит и особая история, которые оказывают влияние на литературу. Лев Гумилёв считал, что даже ландшафт формирует бытие народа. И, конечно, это бытование отражается на языковом уровне.
— Можно ли назвать основные требования к текстам в редакции «Нашего современника»?
— Произведения должны сочетать в себе современный стиль с традиционными духовными ценностями. В то же время обладать художественной правдой и самобытностью. Шукшин говорил: «ничем, кроме правды не удивишь». Тексты, в которых соединены все перечисленные составляющие, способны остаться в памяти читателя надолго.
— Журнал делает акцент на реалистической прозе. Чем это обусловлено, ведь в тренде, кажется, фэнтези?
— Журнал «Наш современник» никогда не ограничивал себя никакой литературной повесткой, являясь частью направления, которое сам создает. Это направление сформировалось еще в бытность на посту главного редактора Сергея Викулова. В журнале широко освещалась жизнь разных регионов, русской провинции. В годы редакторства Станислава Куняева акцент делался преимущественно на публицистику. Эти два периода охватывают более полувека. И наш постоянный читатель ждет интересную прозу, острую публицистику, образовательные и дискуссионные статьи.
— Как Вы относитесь к литературе травмы, которая тоже считается актуальным жанром?
— Не вся «литература травмы» относится к литературе, а в большей степени относится к работе и заботе специалистов клинической психологической помощи. Литература художественная выходит далеко за рамки арт-терапии.
— Какие современные произведения, на Ваш взгляд, достойны экранизации?
— «Любовь во время чумы» стало одной из самых затратных экранизаций произведений Маркеса. Хотелось бы взглянуть на экранизацию «Осени патриарха» — романа, сюжет которого, по словам самого Маркеса, развивается по спирали, опрокинутой вершиной вниз, с каждым витком все глубже проникая в действительность. Это история о диктаторе, сто лет пребывающим у власти, и о катастрофических последствиях такого пребывания. Если говорить о наших авторах-современниках, то проза Андрея Убогого и Михаила Тарковского, на мой взгляд, заслуживает экранизации.
— Литературный скандал для творческого человека это хорошо или плохо?
— В истории литературы скандалы, травля и замалчивание — явления частые. Если критика произрастает из любви и сопричастности к критикуемому объекту, то цель созидательная. Но если вектор критики смещается до унижения человеческого достоинства, уничтожения репутации, значит цель иная. Задайтесь вопросом, кому это выгодно и почему?
— «Наш современник» всегда имел собственное суждение о происходящем в обществе. Как реагируют на независимое издание в литературных кругах?
— «Наш современник», до сих пор являясь самым многотиражным в России толстым литературным журналом, привлекает пристальное внимание широкой общественности и профессионального литературного сообщества. Если в 2016‑м году штатный корреспондент одной газеты интересовался «Чей современник?» и вещал о «сплошь бессмысленном бульканье вульгарного, регрессного патриотизма, профанирующего столь превозносимую изданием «русскую идею», то в 2024‑м году главный редактор уже другого издания предположил, что «Современник… ничей» и что «Наш современник», ранее с вызовом величавший себя «журналом писателей России», стал скромно именоваться просто «литературным журналом». Сколько домыслов. На самом деле все просто. «Наш современник» мы считаем духовным наследником «Современника» пушкинского. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Издатель «Современника» принужден объявить, что он не имеет чести быть в сношении с господами журналистами, взявшими на себя труд составить за него программу, и что он никогда им того не поручал». И мы для «Нашего современника» никогда и никому не поручали за нас составлять никаких программ. Журнал идет своим путем и следует совету классика: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца».
— Публицистика на какие темы может заинтересовать редакцию?
— В 2024 году в рубрике «Очерк и публицистика» вышел «Дневник очевидца» жительницы города Шебекино Ирины Пичугиной о трагических событиях, происходящих в Белгородской области. Статья Андрея Фурсова «Воз, Давос и всемирный психоз». Беседа с Георгием Василевичем, директором пушкинского заповедника «Михайловское» и статья Светланы Замлеловой «Пушкин в Крыму». Игорь Шумейко рассказал об истории установки памятника Ермаку и о возникших в процессе препятствиях. Темы поднимаются как остросоциальные, так и затрагивающие внутреннюю и внешнюю политику государства.
— По Вашему мнению, как быстрее состояться автору из провинции?
— В современном мире не имеет определяющего значения география проживания. Проблема не в том, чтобы состояться быстрее, а в том, чтобы стать услышанным, понятым. Для этого одного таланта мало, нужен еще и характер. Талант плюс характер формируют творческую судьбу.
— Как Вы думаете, если бы Пушкин попал в наше время и открыл журнал «Наш современник», как бы он отреагировал?
— Наверное, был бы рад убедиться, что остались авторы, которые хранят традиции великой русской литературы: «Здравствуй, племя младое незнакомое!».