Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Интервью

Юре – 50. Исповедь рационального романтика в день юбилея

Интервью
Фото: Павел Васильев

В это трудно поверить. Но, тем не менее, это произошло. Хотя, когда знаешь человека много лет, временные рамки растворяются, и, кажется, что мир вращается вокруг тебя, а ты не меняешься, как герой маленького шедевра Beatles, сидящий на высоком холме.

Юрия Солотина знают в Тамбове как известного фотографа. При этом многие знают его и как поэта, и как музыканта, да и вообще — как личность разностороннюю, многогранную, в общем, творческую. Многочисленные выпускники его фотошколы стали профессиональными фотографами, и одно это уже говорит о многом. А о том, что осталось за кадром, мы поговорили с Юрием, слегка оглянувшись назад. Но только на миг… длиною в полвека.

Фото: Павел Васильев

Светопись как музыка

— Юра, задам сразу банальный, но естественно-необходимый вопрос — что толкнуло тебя, человека, успешно-закончившего физико-математическую школу, на довольно тернистый путь фотографа?

— Наверное то, что я очень хотел стать музыкантом, а музыка с сознательного возраста всегда была и есть в моей жизни. На первый взгляд, кажется, что это довольно странно сочетается с физикой и математикой. Но на самом деле мне всегда нравились и гуманитарные науки. Собственно, потому я и поступил после школы в наш институт культуры на специальности «экономика в социокультурной сфере». А еще мне очень нравились произведения Чехова, привлекало его умение разбираться в людях и показывать внутренний мир человека. Потом работал по специальности, занимаясь менеджментом, организацией концертов, был звукорежиссером у известного тамбовского шоумена Сергея Меркушина. То есть, музыка и творчество всегда были рядом, и желание выразить чувства, тревожащие тебя, отражались в стихах и песнях, что постоянно звучали и рождались внутри. А фотография стала своеобразной квинтэссенцией всего того, что было до этого. Ведь это тоже музыка, но выраженная в светописи, запечатленной на снимке. Ведь каждый снимок может быть целым миром души человека. И мир этот неисчерпаем.

Фото: Павел Васильев

— Но если все же говорить о музыке, то у тебя ведь даже была своя вокальная студия, где занимались девушки, которые потом побеждали на различных конкурсах и пели в известных группах. Но ты сам, вроде бы, не певец?

— Понимаю вопрос — как можно научить петь, если сам не поешь? Можно, если по чисто техническим моментам ты привлекаешь к этому делу профессионалов. А моя задача была — научить человека разбираться во всем и музыкально мыслить, причем, в студии занимались не только девушки, но и ребята. Я старался понять суть каждого ученика и соответственно подбирал репертуар под его диапазон, под его ощущение музыки. Вот в фильме «Ирония судьбы» главная героиня, учитель по профессии, говорит, что пытается научить детей, прежде всего, умению думать, анализировать и иметь по каждому вопросу свое мнение. Это очень правильный принцип, который прекрасно применим к музыке. Именно тогда появляется и фантазия, и глубокая мысль.

— А трудно разбудить чувство музыкальности в человеке?

— Наверное, мне повезло, в студию «Зазеркалье» приходили те, кто способен и склонен думать и работать.

Фото: Павел Васильев

Черно-белый цвет

— А фотоаппарат в это время уже был в твоих руках?

— Конечно, был, но я никогда не думал заниматься фотографией профессионально, просто снимал во время концертов. А когда освоил появившийся фотошоп, то начал обрабатывать фотографии для себя. Потом мне начали приносить фото для художественной обработки на заказ, на некоторые я смотрел и представлял, как можно было бы снять все это лучше. Таким образом, от обработки перешел к более серьезному фотографированию. То есть, с 2005 года был ретушером, а через два года начал снимать сам на довольно приличном уровне, чем и стал зарабатывать.

— А как можно совместить работу по заказу и фото для души?

— Вполне рационально. Я — рекламный фотограф. Но работа на заказ — лишь одна часть, чтобы оставалось место для другого — творческой фотографии. И вот это совмещение несовместимого дает возможность не скатиться в конвейер, сохранить свежесть восприятия и творческий интерес. 

— Часто ли твои работы можно увидеть на выставках?

— Нет, я не фанат выставок, думаю, что это прерогатива художников, но к юбилею все же будет небольшая выставка в Пушкинской библиотеке под названием «Монохром» (12+), на которой представлю серию черно-белых портретов.

Фото: Павел Васильев

— А почему ты предпочитаешь черно-белую фотографию?

— Меня привлекает просто искусство. Но я не хочу быть модным фотохудожником, я хочу работать в долгую. Мода на цвета довольно переменчива, а черно-белое фото всегда актуально. У меня есть свой стиль — черно-белый классический потрет. Я стараюсь делать так, чтобы невозможно было понять, когда это было снято. Другое направление, которое мне близко — сюрреализм, ну и третье, определяемое коротким термином «ню».

Секреты в стиле «ню»

— Юра, а что же тебя подвигло на «ню»?

— Это не я, это меня подвигли (улыбается). Один знакомый фотограф из Москвы, посмотрев мои работы, сказал, что в тогдашних тамбовских условиях невозможно снять приличное цветное фото для глянцевых журналов, потому что у нас не было визажистов, дизайнеров одежды высокого уровня.  Но если ты хорошо видишь свет и у тебя есть вкус, то вполне можно делать черно-белое фото в стиле «ню», где главное не внешний антураж, а творческий взгляд. Я попробовал, и уже первые работы разошлись по стране, стали известными. Мой стиль «ню» — это загадочность, полускрытость, все это без агрессивной подачи, но с флером романтики, с упором на эстетическое восприятие.

Фото: Павел Васильев

— То есть, конкурентов здесь нет? А как ты вообще относишься к конкуренции?

— Я думаю, что в Тамбове между фотографами царит атмосфера доброжелательности. Злая конкуренция давно ушла в прошлое. Я создал чат, мы делимся заказами порой, у каждого есть своя ниша и каждый может найти способ самовыразиться.

— Юра, а музыка осталась в твоей жизни?

— Конечно, я до сих пор продолжаю писать песни и стараюсь, чтобы музыка звучала в фотографии.

— У тебя есть мечта?

— Мечты нет, но есть цели творческие. А возраст я не ощущаю. Вопрос лишь в том — есть энергия или ее нет. Я ощущаю, что есть. Я хотел бы как можно дольше сохранять свежесть восприятия, не жить прошлым, а смотреть вперед. Стараюсь постоянно учиться и с удовольствием иду в свою фотошколу, существующую уже 16 лет, которую я вижу, как большое творческое пространство...

Авторы: