Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Пожар в Кемерове: вопросов много, ответов пока нет

Общество
Фото:

Однако со временем эмоции улягутся, и тогда во весь рост перед нами встанет вопрос, как сделать, чтобы драма не повторилась.
Президент Владимир Путин во время своего визита в Кемерово сказал, что все виновные будут наказаны. Надеюсь, что он это обещание сдержит, и дело не ограничится осуждением охранников… Ведь это люди подневольные. Не в их компетенции была починка сломанной сигнализации. На это нужны были деньги, выделение которых не могло решаться без ведома владельца и генерального директора молла. Не по их инициативе в запасных выходах были установлены железные двери. И заперты они были тоже явно не по инициативе рядовых сотрудников.
Всё это явно не халатность владельцев и высшего менеджмента торгового центра. Имя этому пороку, приведшему к трагедии в Кемерове, совсем другое – алчность. Разумеется, не только предпринимательская, но и чиновничья.
Конечно же, вина лежит и на региональных властях. Безразличие губернатора к беде десятков людей поражало. Сославшись на то, что его кортеж может помешать пожарным машинам, он не прибыл на место происшествия, хотя в числе пострадавших была его родная племянница. Это не укладывается в голове. Неужели нельзя было приехать без кортежа?
Мало того, Аман Тулеев извинился в первую очередь не перед родственниками погибших, а перед президентом. Неудивительно, что местные жители на стихийных митингах требуют его отставки. По всей видимости, она в обозримом будущем случится… но только много ли это изменит?
Увы, у этого происшествия есть ещё одна причина, помимо предпринимательской алчности и чиновничьего равнодушия. Заключается она в изъянах выстроенной в России системы технического контроля.
Революция в этой сфере произошла около пятнадцати лет назад, когда страна стремилась во что бы то ни стало вступить в ВТО и в качестве одного из проявлений этого стремления был принят закон «О техническом регулировании». Впрочем, дело было не только в ВТО: минимизация государственного вмешательства является обязательным условие международных организаций, которые сертифицируют менеджмент качества.
В основе его лежала простая идеология – «бизнес должен по мере возможности регулироваться не государством, а самим бизнесом». Он отменил большую часть государственных стандартов. Вместо них стали применяться технические регламенты, разработка которых продвигалась с чрезвычайно большим трудом. В итоге многие отрасли экономики надолго остались без какого-то ни было регулирования. Именно тогда в молочные продукты без всякой меры стало добавляться пальмовое масло.
Очень хорошо помню споры вокруг этого закона. Его противники говорили, что российский бизнес молод и не способен сам создавать регулирующие структуры и нормы. В качестве примера вспоминало Монголию, где отмена государственных стандартов в строительной отрасли погрузила последнюю в хаос. Даже в столице этого государства треть возведенных домов оказалась полностью непригодной для жилья. В итоге власти были вынуждены повернуть назад.
Какое отношение к драме «Зимней вишни» имеют эти споры пятнадцатилетней давности? Увы, самое прямое. Именно тогда испортилось не только качество молочных продуктов, но и в строительной сфере стали широко использоваться низкокачественные утеплители и отделочные материалы, хотя сама жизнь подсказывает нам, что давно пора ввести запрещающие их стандарты.
Девять лет в Перми случилась практически аналогичная драма - пожар в клубе «Хромая лошадь». Как и в Кемерове, жертв там было бы намного меньше, если бы при отделке и утеплении зданий не использовались материалы, которые во время горения выделяют ядовитые газы.
В заключение технической комиссии, которые было размещено на портале правительства Пермского края, перечислялись допущенные при возведении «Хромой лошади» градостроительные нарушения. В числе прочего говорилось о результатах испытаний использованного для утепления стен пенополистирола на предмет выделения им токсичных веществ. В документе говорилось, что представленные образцы было невозможно проверить на мышах из-за отсутствия последних в лаборатории. Читать такое смешно. Узнать о том, что стирол (полимером которого и является полистирол) является довольно сильным ядом, можно и без опытов на мышах. Об этом можно прочесть в любой книжке по органической химии.
Этот же материал использовался и в «Зимней вишне». И, разумеется, при горении он выделял вещество, сильно раздражающее глаза и органы дыхания (впрочем, этим опасные свойства стирола не исчерпываются).
Использовались в кемеровском молле и другие потенциально опасные материалы. Например, в батутном зале применялся поролон, который легко загорается и при горении тоже образует яды.
Трудногорючие материалы стоят значительно дороже легковоспламеняющихся, поэтому безответственные предприниматели отдают предпочтение последним. Но почему государство позволяет это делать? Ведь давно известно, что в домах, утеплённых пенопластом, люди при пожаре рискуют погибнуть от удушья. Не случайно даже академики РАН призывают к полному запрету пенополистирола в строительстве жилья и общественных зданий. Но увы, кто сейчас слушает учёных? Интересы бизнеса перевешивают соображения безопасности…
Наряду с удушливыми газами, и в «Хромой лошади», и в «Зимней вишне» причиной массовой гибели людей стали закрытые эвакуационные двери. В Кемерово смотрящим кино детям просто некуда было бежать.
И в этом случае всё дело было тоже в интересах бизнеса. Например, в «Зимней вишне» запасные двери закрывались для того, чтобы не допустить в молл безбилетников и воров. Они были металлическими, из-за чего их невозможно было выбить. Всё это — грубейшие нарушения правил пожарной безопасности. Почему на них не обратили внимание контролирующие инстанции?
Плановая проверка «Зимней вишни» прошла в июне 2016 года и не выявила нарушений. Вполне возможно, что они наличествовали и тогда, просто проверяющие закрыли на них глаза за взятку.
Однако не исключен и другой вариант – что пожарная сигнализация во время проверки работала правильно, а запасные двери ещё не были металлическими. Что же касается запасных дверей, то открыть же их перед визитом сотрудников МЧС и закрыть после их ухода— дело нескольких минут, тем более что закон обязывает предупреждать предпринимателей о проверке за три дня до неё.
Почему ТРЦ не проверялся сотрудниками МЧС почти два года? Таков у нас закон. Чтобы «не кошмарить» бизнес, на предприятиях плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в три года. Следующая должна была состояться в 2019 году. Конечно, можно провести и внеплановую проверку, но только в том случае, если поступит жалоба.
Исключение сделано только для аптек, которые проверяются чаще. Может быть, стоило бы распространить этот порядок на моллы и другие заведения, где пожар может привести к гибели десятков и даже сотен людей?
Драма в Кемерово вызывает и другие вопросы. Почему крупный торговый центр был оформлен как малое предприятие? Почему у пожарных не оказалось батутов для спасения людей, которые выпрыгивали из окон? Почему обслуживание пожарной сигнализации было возложено на повара? Действительно ли Денис Штенгелов, выделяя деньги на переоборудование бывшей кондитерской фабрики в молл, не интересовался, какие материалы используют строители? Будут ли предприняты попытки возвратить этого человека из Австралии на родину?
Будем надеяться, что на эти вопросы в обозримом времени будут получены внятные ответы.
Авторы: