«Соколы России» прогремели в тамбовском небе. Причем прогремели и в переносном, и в прямом смысле – гром турбин в этот день разносился почти над всем городом, а почти весь город собрался на летном поле аэродрома бывшего военного училища дальней авиации. Собрался уже в семнадцатый раз, чтобы увидеть, как «небо становится ближе» благодаря летчикам, показывающим не только мощь боевой авиации, но высшую романтику души.
Впрочем, небесное шоу предварял весьма зрелищный парад участников всероссийского фестиваля кадетских корпусов, съехавшихся в Тамбов из двадцати четырех краев и областей России. На лицах ребят были и волнение, и гордость, что им повезло промаршировать по бетонке легендарного аэродрома, где оттачивали свое летное мастерство лучшие пилоты дальней авиации страны.
Вместе с ними прошли парадным строем юнармейцы. Ну а потом прямо с неба на парашютах «Арбалет», позволяющих с высоты в четыре тысячи метров приземляться в заранее намеченную точку с точностью до нескольких метров, опустились бойцы тамбовской бригады спецназа, те самые, на кого так хотят быть похожи юнармейцы. За спиной у этих десантников тысячи прыжков, и со стороны казалось, что приземляются они просто играючи. Но стоят за этим изнуряющие тренировки, а главное, любовь к небу.
Собственно, эта любовь и заставляет организаторов тамбовского авиашоу во главе с его главным вдохновителем Анатолием Сафоновым, дарить этот праздник тамбовчанам и гостям города. Собравшихся а аэродроме поздравил с этим событием, приуроченным к Дню России и Дню защиты детей первый вице-спикер областной думы Владимир Карев, а Анатолий Сафонов представил в прямом смысле высоких гостей, среди которых был командир смешанного авиационного полка Сергей Томов. И в своих коротких выступлениях гости в один голос благодарили Тамбовщину за то, что наши земляки сделали для развития отечественной авиации, для ее истории и ее настоящего.
А затем эта история и это настоящее, воплощенное в металле, предстало перед тысячами глаз в небе. Высокое небо на этот раз было удивительно чистым, без единого облачка, так что солнце, уже успевшее подняться в зенит, слепило глаза. Но это не помешало наблюдать, не отрывая глаз, как над аэродромом пронесся легендарный ракетоносец Ту-22, когда-то опередивший время и приводивший в тихий ужас генералов НАТО, давших ему грозное имя «Бэкфайер». Этот самолет до сих пор остается уникальным в своем роде, дальний бомбардировщик с изяществом форм истребителя.
Рекорд по срокам службы, перевалившим уже за шестьдесят лет, однако, по-прежнему держит ветеран стратегической авиации турбовинтовой бомбардировщик Ту-95, величественно проплывший перед зрителями.
Ну а ему на смену в тамбовском небе появился его преемник Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. У нас его называют «Белый лебедь», в НАТО – «Блэк Джек», названия хоть по цвету и противоположные, но все равно отражающие боевые качества и красоту.
Тамбовский смешанный авиаполк в воздухе представили старые знакомые транспортники Ан-12 и Ан-26, а также учебно-боевая модификация лайнера Ту-134, на которой летчики дальней боевой авиации отрабатывают полетные навыки и оттачивают мастерство.
Что же касается вершин летного мастерства, то им снова поразили наши друзья из Липецкого авиацентра пилотажная группа «Соколы России», примчавшаяся прямиком с авиашоу в Рязани. На этот раз липецкие асы выступали на истребителях Су-35, последней модификации знаменитого Су-27, которую специалисты относят к четвертому поколению, но аж с двумя плюсами.
И чего стоит эта машина в руках настоящих асов, можно было убедиться, что называется, невооруженным глазом. Звено в строю ромба, промчалось над аэродромом, оставив позади раскатистый гром, и с ходу ушло в «косую петлю», затем самолеты заложили боевой вираж и вышли из него с вращением, называемым обычно «бочкой». Но одно дело, когда такие фигуры выполняет один самолет, и совсем другое, когда четыре истребителя делают это как один. При этом расстояние между крыльями ведущего и ведомых не превышало нескольких метров.
Вся эта красота, однако, является абсолютно необходимыми элементами воздушного боя. Который затем «Соколы России» и разыграли в тамбовском небе, разделившись на две пары, стараясь зайти друг другу в хвост и маневрируя на встречных курсах. В конце же программы летчики преподнесли тамбовчанам традиционный «звездный букет», когда строй ромба распустился над зрителями в виде тюльпана, да еще с вращением.
Не обошлось и без чудес индивидуального пилотажа в исполнении летчика-снайпера полковника Александра Гостева. Его истребитель то крутил нисходящие «бочки», то уносился ввысь, чтобы зависнуть в «колоколе», а потом аккуратно выйти из него хвостом вниз и низвергнуться в управляемый штопор. Можно, конечно, сослаться на возможности механизации крыла и изменяемого вектора тяги двигателей, но чего это все стоит без отточенного мастерства пилота? Самолет ввинчивался в синеву неба, теряясь в лучах слепящего солнца, и вместе с ним светилась звездочкой мечта, что у каждого в душе. О свободе волшебного полета над приземленной суетой...