Задача по повышению пенсионного возраста стала стресс-тестом для правительства и породила в обществе оживлённую дискуссию. Пока что ясно одно: повышения пенсионного возраста не избежать. Сегодня возможности повышения размера пенсий ограничены в силу резкого уменьшения числа работающих россиян, которые платят взносы в Пенсионный фонд РФ. Если 48 лет назад (в 1970 году) на одного пенсионера приходилось 3,7 человека трудоспособного возраста, то в 2019 году будет всего два трудоспособных человека. Если ничего не делать, то чем дальше, тем нагрузка на работающих будет выше: каждый год их число сокращается на 400 тыс. человек, а количество выходящих на пенсию людей составляет 1,5—1,6 млн человек.
Таким образом, альтернативой повышению пенсионного возраста могло бы стать лишь повышение страховых выплат ныне работающих граждан. А это привело бы к негативным последствиям для всей экономики. Рост страховых выплат в ПФР означал бы уход многих компаний и предприятий в серую зону и снижение заработной платы. Далее по цепочке это бы затормозило потребительские расходы и рост производства в стране, а значит, замедлило бы темпы роста российской экономики. Мировой опыт показывает, что разумной альтернативы повышению пенсионного возраста никто так и не смог придумать.
Есть множество связанных с повышением пенсионного возраста опасений, например, по нехватке рабочих мест. Но в ближайшие пять лет может наблюдаться дефицит трудовых ресурсов в связи с демографической ямой, в которой страна сейчас оказалась. В активный трудовой возраст вступает поколение 90-х, а тогда наблюдалось падение рождаемости. Поэтому опасения, что рынок труда будет перенасыщен, по мнению экспертов, серьёзных оснований не имеют.
По-прежнему в ходе реформы сохраняются льготные категории. Увеличение пенсионного возраста не коснётся двух льготных категорий граждан. Во-первых, по-прежнему на досрочную пенсию могут рассчитывать те, кто работает на вредных производствах и в горячих цехах: шахтёры, металлурги, железнодорожники. Во-вторых, на досрочную пенсию могут рассчитывать например женщины, родившие пять и более детей или родившие и воспитавшие ребёнка-инвалида до восьми лет.
Но для ряда категорий граждан, которые выходят на пенсию досрочно, решено также увеличить пенсионный возраст. Во-первых, для тех, кто работает на Крайнем Севере и в приравниваемых к нему местностях, пенсионный возраст повышается с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин. Аргументом в пользу этого решения стало повышение продолжительности жизни во многих северных регионах.
Во-вторых, для учителей, врачей и творческих работников институт досрочных пенсий также продолжит работать, исходя из специального стажа, который сохраняется на уровне 15—30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Однако и для них возраст выхода на пенсию увеличивается на восемь лет. Новый возраст выхода на пенсию вычисляется исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. В стране насчитывается сейчас 1,1 млн пенсионеров-педагогов и около 0,7 тыс. пенсионеров из числа бывших медицинских работников.
В-третьих, продолжится уже начатое повышение пенсионного возраста для государственных гражданских служащих до общероссийского уровня. Наконец, граждане, которые не работали вовсе или не наработали достаточного стажа для получения страховой пенсии, смогут получать социальную пенсию — с 68 лет для женщин и с 70 лет — для мужчин. Таких сегодня в стране немного — 42 тыс. человек.
Модернизация российской пенсионной системы — хороший повод для того, чтобы в ближайший пятилетний переходный период начать масштабную борьбу с дискриминацией по возрасту. Основная задача — изменить отношение частных предприятий к людям старшего возраста. Особенно актуально это для родившихся в 1959—1963 годах.
В последние годы государство дополнило главу Кодекса об административных правонарушениях статьёй 13.11.1 «Распространение информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера», устанавливающей штрафы от 500 до 15 000 рублей за объявления о работе с незаконными ограничениями. В трудовом законодательстве ясно указано, что «лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда». Но несмотря на это, количество выигранных судов в связи с дискриминацией по возрасту крайне мало.
Среди очевидных конкретных мер: значительное увеличение штрафов за дискриминацию по возрасту, начало полноценной работы трудовых инспекций и судебной системы по вынесению решений в этой области, льготы и субсидии на переходный период для компаний, в которых работает данная категория граждан, масштабная информационная кампания в СМИ, контроль со стороны гражданского общества и системы общественных палат. Но самое главное, о чём забывать не стоит, — реформа ещё не принята. Пока что она лишь обсуждается, выявляя множество проблем, которые необходимо решать в комплексе.