В Тамбовской области проходит крупная избирательная кампания. Если быть точным, то их — кампаний — 110. Во второе воскресенье сентября жителям предстоит избрать 2221 депутатов сельских и районных советов. Также пройдут дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной и Тамбовской городской Думы: в городе — по избирательному округу номер пять, в области — по пятнадцатому Сосновскому одномандатному округу. А в целом по стране 9 сентября пройдут дополнительные выборы семи депутатов в Государственную думу, выборы глав 26 субъектов Федерации, включая выборы мэра Москвы.
Вокруг нынешней избирательной кампании на Тамбовщине нет особого шума и ажиотажа. Нет громких скандалов и конфликтов, выплескивающихся в СМИ в виде «войны компроматов». Со своими проблемами участники избирательного процесса идут в суд, вместо того, чтобы обличать всех и вся на каждом перекрестке. И этот факт свидетельствует о зрелости нашей политической системы, потому что публичный конфликт — это политическая неудача, также, как война — неудача дипломатическая.
Можно ли сказать, что сегодняшняя кампания скучная? Для начала следует определиться — кому именно скучно и почему. Партиям, кандидатам и их штабам в момент кампании явно не до скуки. Они даже без особой конкуренции все равно работают часов по 12–14 в сутки, если не больше. Другое дело – электорат, особенно его политизированная часть. В его восприятии «веселые» выборы — это драматичное противостояние с шекспировскими страстями и тоннами компромата. Сегодня ничего такого и близко нет, В региональных группах в соцсетях, где люди обычно язвят и ругается по любому поводу, упоминаний про муниципальные выборы почти нет — не задевает, не дает поводов для возбуждения.
Фокус нынешней кампании в том, что информационной ковровой бомбардировки на местах не происходит. Этому есть вполне простое объяснение — муниципальная кампания 2018 года относительно дешевая. А ведь именно борьба бюджетов и порождает все то, что наши сограждане считают явными признаками «веселой» избирательной кампании. Но здесь важен и ещё один, на мой взгляд, принципиальный момент.
Говоря об итогах первого этапа избирательной кампании, под которым подразумевается выдвижение и регистрация кандидатов, смело можно сказать, что электоральная система в России стабилизировалась, пришла в норму, и какие-либо перегибы и скандалы ушли в прошлое. Этого удалось достичь благодаря принципиальной позиции и ставке ЦИК на законность и честность избирательных процессов, что реализуется целиком и полностью в нашем регионе.
В избирательных кампаниях сегодня реализуются мирные сценарии, «Единая Россия», действующие главы муниципалитетов нацелены на победу и работают. Их конкуренты традиционно выдвигают оппозиционные лозунги. Но никто не работает «на убой», на то, чтобы снизить явку, завалить кого-то компроматом. Парламентские партии поддерживают к себе интерес, но при этом не делают так, чтобы вызвать к себе какое-то раздражение и аллергию со стороны действующей власти, не оспаривают первенство единороссов, не переходят красные линии, не борются с властью, потому что понимают, что на полную и безоговорочную победу ресурсов нет. Задача-минимум — сохранить имеющееся количество мандатов, максимум — получить пару-тройку сверх того, что было.
Региональная власть, в свою очередь, обещает бороться с традиционным бюрократическим рвением где-то нагнать явку, где-то «подправить ситуацию». Но и здесь не ожидается каких-
то серьезных проблем, потому как в условиях открытости и новейших технологий любая информация о нарушениях или фальсификациях сразу же станет достоянием общества. А тем, кто любит поплакать о «выборах без выбора» или об отсутствии «ярких личностей», можно возразить: в избирательных кампаниях сейчас участвуют только ответственные силы, а не политические шуты, как это было в 90-е. Тогда в депутаты баллотировались и рок-музыкант Паук и «строитель пирамид» Мавроди. В результате выборы превращались в балаган, что явно не шло на пользу ни избирателям, ни власти.
А вот команда кандидатов от «Единой России» была сформирована на конкурентной, открытой основе, все желающие должны заручились поддержкой избирателей еще на стадии предварительного голосования. Можно долго спорить о том, насколько нужен этот политический инструмент другим партиям, но единороссы с его помощью не раз доказали свою эффективность.
Стоит вспомнить, прогнозируя будущие результаты голосования, что сентябре 2014 года в Тамбовской области прошли выборы в органы местного самоуправления. Голосование состоялось по 13 избирательным кампаниям. Тогда жители Жердевского, Мордовского, Мучкапского, Петровского, Сосновского и Токаревского районов тогда выбирали четырех глав муниципальных образований и девять составов представительных органов. Из четырех глав все четыре места тогда получили представители парии «Единая Россия», из 107 вакантных депутатских мандатов 104 также досталось единороссам — 97,3 процента от общего числа. По одному мандату тогда досталось представителям КПРФ и ЛДПР, одно депутатское кресло занял самовыдвиженец. Явка составила 53,51 процента. Но сейчас не исключено, что явка будет несколько ниже.
Дело в том, что главное политическое событие шести последних лет было в марте. После него всем партиям тяжело мобилизовать сторонников и ресурсы, чтобы принять участие в голосовании. Однако если у той же «Единой России» мобилизационный механизм отлажен, то другим надо потратить гораздо больше сил. А ещё — традиционные «хождения в народ» для кандидатов стали намного эффективнее, чем покупка эфирного времени и печатных площадей. Что же касается оппозиции, то тут хочется подчеркнуть, что политика – это марафон, а не спринт, и оппозиционерам необходимо думать именно в этих категориях, если она хочет чего-то добиться. Отсутствие сильных кандидатов от оппозиции – свидетельство ее слабости, а не проблем с выборным законодательством. Выигрывают те партии и кандидаты, которые нацелены на длительную стратегическую работу.
Провести встречу с жителями улицы, двора, микрорайона, лично представиться и познакомиться — почти победа. Почти — потому что для победы надо прийти к людям не один раз, да и мало раскритиковать всё вокруг. Голосуют у нас не против чего-то, а за что-то. К тому же на муниципальных выборах не идет речь о большой политике. В сельских территориях побеждают, как правило, не только партийные бренды, но, в первую очередь, вполне конкретные, известные избирателю люди, решающие их конкретные проблемы. По сути, сейчас кандидаты на выборах просто работают в своих округах, как обычно, это и стало их тактикой и избирательной программой. Точь в точь как Путин на своих президентских выборах. Но с другой стороны, кого еще, как не президента, им копировать?