До этого в нашем городе актриса, в основном знакомая большинству зрителей по телевизионным шоу и кино, не бывала. Но на манящий огонек XI открытого международного фестиваля «Виват, Театр!» она просто не могла не приехать во главе Московского областного государственного театра юного зрителя, где она является художественным руководителем.
На самой церемонии открытия фестиваля зал Тамбовского молодежного театра был переполнен. И дело не только в звездных гостях, а действительно в реальном интересе к фестивалю, где немало интересных работ независимо от статуса труппы-участника. Здесь главное не авторитеты, а демократия и свежий взгляд на мир и на искусство, что все гости хором отмечают.
Как заметила накануне открытия член жюри председатель Центрального Европейского комитета АИТА, театральный критик Алла Зорина: «Хорошо, что на конкурсе много любительских коллективов. Ведь любительский театр собирается по любви, а именно искренность и свобода в творчестве двигают искусство вперед!».
От готовящегося к выходу на сцену Московского ТЮЗа к журналистам вышел молодой актер Владислав Кружнов, который признался, что Нонна Гришаева на ребят авторитетом не давит, коллектив театра очень дружный, а он сам очень любит не только играть на сцене, но и петь, в частности песни советских времен, а любимая – про «Тачанку».
Спектакль по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», который представили москвичи, тоже из советских времен. Но он вне всякой политики, он о простых и одновременно сложных человеческих взаимоотношениях, а по сути – еще раз про любовь.
Нонна Гришаева в этой постановке играет вроде бы даже не главную роль, но именно ее индивидуальность и обаяние связывают весь спектакль, а взоры зрителей, как в фокусе огромной линзы, все равно устремляются к ней. Она здесь совсем не похожа на свой устоявшийся телеобраз.
Скорее, это женщина, за внешне неунывающим энергичным образом прячущая свое несостоявшееся счастье. Так было и так бывает. Разве что сама пьеса на сегодняшний день по форме своей может показаться несколько наивной и даже архаичной.
И даже не с высоты нашего циничного времени. Советское время тоже было разным. И прекрасно понимая взаимоотношения героев фильмов 70-х типа от «Ирония судьбы» до «Старшего сына», нам порой трудно понять, к примеру странное поведение героев «Варшавской мелодии» или данной пьесы, где действие, похоже, происходит где-то в 50-е годы. Увы, время, оно как спираль, где-то пересекается, а где-то нет.
Впрочем, у каждого свой взгляд на мир и на его зеркало, что отображается на театральной сцене. А впереди на супердемократичном фестивале у нас будет еще немало возможностей увидеть это отражение под разными углами. Как сказал кто-то из великих, театр не может изменить мир, но он может заставить задуматься. О жизни и выборе пути в ее безбрежном море…