Десять дней, которые потрясли Тамбов — так, перефразируя классика репортажа, можно назвать XI Открытый международный фестиваль молодежных театральных коллективов, что гипнотически околдовал не только заядлых театралов, но и самых рядовых зрителей, которые заглянули на огонек рампы просто ради любопытства. Заглянули и невольно оказались под воздействием театральной магии. Во всяком случае, практически все спектакли фестиваля шли при полных аншлагах, и для этого были все основания.
Так что совсем не случайно на торжественной церемонии закрытия фестиваля заместитель главы администрации Тамбова Сергей Кузнецов и председатель жюри театральный критик Элеонора Макарова, поздравляя участников и зрителей с этим настоящим праздником Мельпомены, сошлись во мнении, что фестиваль наш очень вырос и в творческом плане, и в географическом. Как-никак двадцать театральных коллективов дали двадцать пять спектаклей, и это невероятное количество ничуть не пошло в ущерб качеству. У каждого из участвующих в фестивале театральных коллективов были свои интересные находки, а главное интересные спектакли.
И здесь самая трудная задача легла на плечи жюри — критикам приходилось смотреть минимум по три спектакля в день. Но энергия актеров не уставала подзаряжать батарейки внимания, хотя многие работы вызывали и споры, и неоднозначную оценку компетентного жюри. И это тоже совсем не случайно. Так и должно быть. Фестиваль просто обострил некий водораздел во взглядах не только на театральное искусство, но и вообще на смелость и нестандартность взгляда на жизнь. Спор «отцов» и «детей» никто не отменял, а без этого нет прогресса ни в искусстве, ни в жизни.
Например, разные взгляды оказались у солидных членов жюри и у молодых зрителей на спектакль Московского драматического театра «Событие» «Мой Марат» по известной пьесе Арбузова «Мой бедный Марат». Говорят, что и полвека назад эта пьеса вызывала споры — уж очень непривычно была подана тема войны и ленинградской блокады: без тени патриотического пафоса, просто как трагедия, в которой вынуждены жить и переживать свои чувства молодые люди, застигнутые этим страшным временем. А представленная современными средствами, эта история оказалась по-новому близкой сегодняшнему поколению, при этом оставшись непонятной даже для некоторых маститых критиков.
Не менее противоречивой и даже шокирующей стала постановка московского театрального объединения «Труппа Рупор» по «Сказам Бажова». Но эта мрачная фэнтезийная психоделия на фоне зловещей музыки в духе ранних «Pink Floyd” не оставила равнодушными никого. И оказалось, что нет никакого хрестоматийного лубочного Бажова, а есть целая философия и вечный вопрос — стоит ли цена проданной души за обретенное нечеловеческое мастерство?
Не меньше вопросов подняла и работа наших гостей из зарубежья, хоть и ближнего — спектакль молдавского Государственного молодёжного драматического театра «С улицы Роз» из Кишинева по нашумевшей в свое время пьесе Разумовского «Дорогая Елена Сергеевна». Кто знает, могли ли так жестко поступить с любимой учительницей нынешние школьники, но проблемы, которые здесь проявились с неприглядной откровенностью, ведь никуда не исчезли...
И наконец, пожалуй самая сегодняшняя тема заставила крепко задуматься зрителей на спектакле Народного молодежного театра-студии «Дети понедельника» из города Сортавала Республики Карелия «Мамки (чужой войны не бывает)». Ребята показали нынешний военный конфликт на Донбассе через случайную встречу матерей тех, кто смотрит сейчас там друг на друга сквозь прорезь прицела. В спектакле нет правых и виноватых, а есть человеческие судьбы, ставшие заложниками амбиций политиков, для которых люди часто оказываются лишь пешками на их шахматной доске. А люди вообще-то жить хотят, просто жить в мире и просто любить. Вот так все сложно.
Ну а под занавес фестиваля друзья Тамбовского молодежного театра из Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна представили целую «линейную трилогию» по произведениям спорного, но самого популярного ныне ирландского драматурга Мартина МакДонаха. И опять же, кое-кто из солидных членов жюри не скрывал своего негативного отношения к подобной драматургии, даже упрекая молодежь за слишком непосредственную реакцию на происходящее на сцене. Но сцена — это всего лишь отражение жизни. Да жесткое, даже жестокое, но правдивое, от которого нельзя закрыться, даже если очень стараться.
Награды нашего фестиваля «Виват, театр!» не не имеют денежного содержания. Но престижность их не вызывает сомнения. Было отмечено немало актеров во всех трех номинациях, касающихся любительских, студенческих и профессиональных театров. Что же касается спектаклей, то среди любительских театров победителем была признана работа Народного молодежного театра из Карелии «Дети понедельника» по пьесе Котляра «Мамки». Среди студенческих театров жюри решило награду за лучший спектакль не присуждать, а среди профессиональных коллективов критики отдали пальму первенства постановке Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М.М.Бахтина По пьесе Леонида Андреева «Мысль».
Однако свое веское слово сказало и независимое юношеское жюри. Награду за лучшую женскую роль ребята отдали актрисе Тамбовского молодежного театра Елене Федоровой за невероятное мистическое воплощение образа Графини в спектакле «Три карты». Лучшей мужской ролью была признана работа актера кишиневского театра «С улицы Роз» Богдана Хорохорина в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна». А лучшим спектаклем фестиваля по мнению молодежного жюри стала постановка Липецкого драматического театра по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Как говорится, победило добро.
И вообще, доброта настроений и отношений стала своеобразной визиткой фестиваля. Начиная от теплоты приема гостей, создания для них способствующих творчеству бытовых условий до культурной программы, включая экскурсии по Тамбову, где гидами выступили актеры Тамбовского молодежного театра. И никто не хотел расставаться. Впрочем, до нового фестиваля «Виват, театр!» остался всего год!