Беда с Мариной произошла полтора года назад. Дату - двадцать шестое июня - девушка не забудет никогда. Это был первый её рабочий день. Она устроилась в банк, чувствовала себя хорошо. В общем, день начинался совершенно обычно. Молодая мама собрала ребёнка в детский сад, мужа – на работу, собралась сама.
Примерно в три часа дня девушка почувствовала боль в левой руке, потом в левой ноге. Через несколько секунд боль пронзила всю правую сторону. После чего отказали руки, ноги, лёгкие.
Удар по сосудам
«Произошло всё мгновенно, буквально за секунды, – рассказывает Марина. – Девчонки сразу вызвали «скорую». Меня отвезли в областную больницу в отделение общей реанимации».
Сегодня врачи бьют тревогу: инфаркты и инсульты «молодеют». Печально, но факт. Марина перенесла инсульт в 27 лет. В 2015 году ей поставили диагноз «Патология сосудов шейного отдела». Обнаружилось это случайно – во время МРТ. Врачи сказали, что люди с этим живут. Хирургического вмешательства не рекомендовали.
«Можете привезти здорового человека, а увезти инвалида», – говорили врачи, и мы тогда успокоились, – рассказывает девушка.
Болезнь протекала без симптомов. К тому же в 2012 году Марина стала мамой, родила сама, хорошо перенесла беременность. Но сосуд всё же лопнул, произошло кровоизлияние в шейный отдел спинного мозга. Как позже выяснилось, сосуд уже подтекал, а потом и вовсе разорвался...
«Дышать сама не будет»
Пришла в себя Марина только через три дня. Проснулась уже в трубках (в носу – «зонд», в шее – трубка от аппарата, в груди – дренаж в правое лёгкое). Эти три дня она боролась за жизнь. Прогноз врачей был неутешительным – дышать сама не сможет. Мужа и родителей готовили к худшему.
Дальше был настоящий ад – длиной в шесть недель. Три – в реанимации, три – в неврологическом отделении. 9-го августа Марину выписали домой.
«Я не могла сама сидеть, левая рука не шевелилась вовсе. В общем, простите за натурализм, кусок мяса», – вспоминает она.
Марина начала заниматься дома – растяжки, ЛФК, массаж. И даже встала на ноги. Но требовалась операция – «заклеить» проблемный сосуд. В начале октября была квота на госпитализацию в московский институт имени Бурденко, и Марина не упустила шанса – поехала. Операция прошла успешно, но после пришлось начинать всё заново. Руки и ноги снова отказали. Однако московский профессор обнадёжил – ходить будете. Организм сильный, надо заниматься. Но путь будет долгим.
Со спастикой ног (судорогой мышц) восстановиться сложно, но возможно. Нужны грамотные специалисты, которые подберут курс лечения. А ещё необходима дорогостоящая процедура – ботулинотерапия. Расслабляющие мышцы уколы ботокса девушке нужны раз в три месяца. И выходят они в копеечку – от 40 тысяч рублей стоит один такой укол.
Игорь – муж Марины – работает в «Спецдорсервисе», укладывает асфальт, и, конечно, одной его зарплаты не хватает на реабилитацию жены. Семья надеется, что на эту терапию Марине выделят квоту, и за счёт государственных средств она будет получать лечение. Документы девушка уже подала – ждёт ответа. А между тем очередной укол необходимо делать в ближайшее время.
Заново учится ходить
Марина уже полгода занимается в медцентре «Аксон», и тоже за свой счёт. По квоте такую реабилитацию можно было получить, но один раз в полгода. А Марине нужно постоянно нагружать мышцы, чтобы снова встать на ноги, говоря медицинским языком – восстанавливать произвольные движения.
Восстановление идёт медленно. Через день девушка занимается в центре – по 3-4 часа. На 15-ти различных тренажёрах за неделю приходится работать. Бывает, и больше. Раньше, до уколов, болели ноги, теперь легче. Муж Игорь всегда рядом. Привозит и увозит, помогает на тренажёрах. Хорошо, что рабочий график гибкий.
«Конечно, это испытание для нашей семьи. На мужа легли все заботы по дому. Сын поддерживает, помогает, чем может. Бутылку с водой подать или, скажем, чистую салфетку», – говорит девушка и медленно крутит педали велотренажёра.
Когда муж на работе, приезжает мама, ухаживает за дочерью, помогает по хозяйству. Незадолго до той самой беды Маргарита Васильевна ушла на пенсию. «Как знала», – продолжает Марина.
Артём ходит в детский сад. Он растёт подвижным, любознательным и жизнерадостным ребёнком. Занимается каратэ, обучается игре на гитаре. Папа объяснил ему, что мама заболела, но всё будет хорошо, нужно время. И все верят, все ждут...
«Перестройка нервной системы может проходить от 5 до 10 лет. Это долгий процесс. Но динамика у Марины хорошая. Она пережила серьёзную сосудистую катастрофу», – говорит Андрей Попов, инструктор-методист по АФК, помогая Марине на тренажёре самостоятельно выполнить простые для каждого человека движения – почувствовать своё тело и разбудить мышцы.
Картины своими руками
Год назад Марина проходила реабилитацию в одном из подмосковных центров. Тогда благодаря помощи неравнодушных людей, а также родителям и мужу Марины, которым пришлось взять в кредит крупные суммы, девушку отправили в частный центр. Денег хватило только на один курс – 21 день.
В центре её и научили технике алмазной вышивки. Это помогает не только разработать мелкую моторику, задействовать мышцы, но и отвлекает от тяжёлых мыслей. Бывает, что полдня Марина занимается вышиванием. Это кропотливый и долгий труд. У девушки активна лишь правая рука, но она всё равно продолжает вышивать картины. Одной рукой придерживает, другой работает.
Марина – выпускница факультета филологии и журналистики Державинского университета, но по специальности не работала. Однокурсники, которые знают о том, что произошло с девушкой, поддерживают её. В одной из соцсетей создана группа поддержи Марины Селивановой, где она рассказывает о своих первых успехах. Кроме того, Марина ведёт видеоблог. Недавно в одном из таких видео она призналась, что, казалось бы, стоит признать себя инвалидом, но «не могу, не буду».
Не так давно девушка закончила свою очередную работу – это портрет. На ней – счастливые Марина и Игорь. Ещё тогда – в другой жизни. Марина выкладывает картины стразами, делает работы на заказ – по фотографии. Деньги, которые она зарабатывает в буквальном смысле своими руками, идут, в том числе, и на реабилитацию.
Чеддер на новый год
Марине и её семье тяжело, но они не сдаются. Помогают врачи и, конечно, близкие, а сила любви и надежды порой сворачивает горы.
«Если бы не мой муж и сынок, я бы давно опустила руки. Но когда я слышу слова: «Мама, я тебя люблю», – это окрыляет меня», – говорит Марина и опускает взгляд, чтобы не расплакаться.
А в начале этого нового года в их семье случалась маленькая радость.
«Я взяла домой котёнка, который жил на улице, – рассказывает Марина. – С тяжёлой судьбой – жил на улице, у бедного животного были серьёзные проблемы со здоровьем и ещё предстоит реабилитация. Столько боли и муки ему пришлось вытерпеть. Котёнка подобрала девушка и спасла. Кстати, моя тёзка – Марина. Чеддеру (так его назвали), сделали операцию и передали в приют «Доброе сердце». Оттуда мы его и взяли к себе домой. Ему так же, как и мне, нужно преодолеть многое – и боль, и страх. Почему-то в нём я нашла родную душу. Сейчас он от меня не отходит, постоянно мурлыкает – может, поддерживает?»
С сыном в школу
В этом году Артём пойдёт в первый класс, в 35-ю школу. Марина сама мечтает отвести его на первую линейку.
«Я не знаю, осуществится моя мечта или нет, но я делаю всё, чтобы она сбылась. Хочу, как раньше, взять сына за руку и просто пройтись по улице вместе», – продолжает она.
Никогда мир Марины уже не будет прежним, но он может стать «нормальным», «человеческим». Конечно, девушке нужна помощь, и моральная и финансовая, но она старается не говорить об этом, накопилась усталость, да и не привыкла просить. И она не просит, разве что сил, и не у людей.
Мир любого из нас может исчезнуть в одно мгновение. От здорового человека до инвалида – один миг. А путь обратно – это путь порою длиной в жизнь. И Марина готова пройти его. Пройти на своих ногах…
P.S. Уважаемые читатели, если у вас есть возможность и желание помочь этой девушке, всю подробную информацию – документы, номер карты и прочее – можно найти в группе помощи Марине Селивановой ВКонтакте. Или заказать Марине портрет – на память, в подарок. Любая помощь не будет лишней…
Читайте также: Мальчик с «говорящими» руками