«Со страниц пожелтевших снимаем покров / Тихий шорох и шелест ушедших эпох...» Эти строки из песни Владимира Агапцева, одного из участников этого фестиваля, могли бы стать психоделическим эпиграфом к тому настроению, что царило в прошедшие выходные в Музее-усадьбе Асеевых. Под шелест фонтанов здесь происходило «погружение» в эпоху XIX века. С его стилями в искусстве и моде, которая тоже была искусством.
Но внешняя сторона была своеобразной попыткой воссоздать дух эпохи с её неписаными законами, которые, как сказал философ, всегда внутри нас. Это была, может быть, не самая лучшая и добродетельная эпоха, но она несла в себе благородство и законы жизни, где честь ценилась дороже самой жизни, а благотворительность и меценатство считались обязательной нормой. Так что само место проведения фестиваля в усадьбе фабриканта Асеева, одного из самых известных меценатов Тамбовщины, оказалось абсолютно символичным.
А помогли создать всю эту ретро-атмосферу исторические реконструкторы из Москвы, Липецка и Тамбова, что занимаются этим благородным делом на своём искреннем энтузиазме, потому что это в прямом смысле дело их души.
«К нам приходят люди совершенно разных профессий и возрастов, которых объединяет интерес к истории и желание на себе ощутить ее дыхание, не просто заглянуть по ту сторону времени, а самим оказаться в нем хоть ненадолго, - поделилась представитель столичного общества исторической реконструкции «Северный вокзал» Элеонора Царева. - А эта усадьба и парк вокруг как раз дают такую возможность. Нам остаётся лишь наполнить это место неким живым содержанием. В Тамбове я впервые, но здесь жила моя прабабушка, и мне давно хотелось посетить этот старинный город, где, к счастью, сохранилось много исторических зданий и мест. Так что все сегодня совпало и это действительно погружение в прошлое».
Надо заметить, что интересы участников исторического клуба «Северный вокзал» весьма разнообразны. И хотя основным направлением деятельности здесь является железнодорожная тематика, а это, действительно, особый мир, но всё что окружало быт эпохи, находит отражение в увлечениях. Например, стрельба из лука, что было весьма популярным в тогдашнем обществе. И не из современного спортивного лука, а настоящего монгольского, изготовленного по старинным методикам. Ну, а насколько метко это можно делать, могли убедиться посетители фестиваля.
Рядом дамы в кринолинах и изысканных шляпках пили чай из самовара, кто-то играл в тоже модный тогда бадминтон, а кто-то в весьма популярную игру лото. И конечно, под сенью старинных дубов и лип звучала музыка. Свои песни под гитару пел настоящий гусар, а в миру, служащий и просто музыкант Владимир Агапцев. И, конечно, песни эти об эпохе «Гусарской баллады», которую принято называть эпохой наполеоновских войн. Кстати, мундир у Владимира – это точно воспроизведенная форма 4-го гусарского полка французской легкой кавалерии. Тот полк сражался под Ватерлоо и неслучайно в репертуаре Владимира есть невероятно прочувствованная баллада «Ватерлоо»:
«Июньским днём в последний раз
Наполеон отдал приказ,
Великой армии закат
В последний бой ведёт набат...»
История не терпит сослагательного наклонения, и у каждого есть своя правда. А главная, пожалуй, застыла в возгласе солдата из фильма Сергея Бондарчука «Ватеолоо», который пытался докричаться до всех сквозь грохот сражения: «Зачем!..» Этим сочетанием трагедии и романтики проникнут альбом песен Владимира Агапцева, который так и называется «Гусарский альбом». На очереди новый исторический музыкальный релиз, ну, а в живую эти песни можно было услышать здесь на фестивале.
Впрочем, если кто думает, что «эпоха звенящих клинков» безвозвратно ушла в прошлое, то очень ошибается. Что зрелищно удалось доказать и показать Юлии Коняхиной, возглавляющей тамбовский филиал клуба арт-фехтования «Вызов». Юлию в Тамбове и не только телезрители хорошо знают, как популярного журналиста, но фехтование было особой мечтой. Причём, арт-фехтование, чем занимаются энтузиасты под руководством Юлии – это в первую очередь эстетика и опять же погружение в эпоху. Здесь не наносят друг другу ударов, а шпаги и рапиры в руках становятся атрибутами красоты движений и благородного ритуала. В чём смогли убедиться все, кому повезло увидеть тот импровизированный мини-спектакль, который Юлия показала с одним из своих учеников под восторженные аплодисменты.
Насколько теперь более популярным станет эта культура в Тамбове, можно лишь предположить, но перспективы налицо. И не случайно всероссийский гуру спортивного фехтования мастер спорта СССР Кирилл Кондатт на день рождения преподнес в подарок Юле собственноручно сшитый колет — основу защитной экипировки фехтовальщика. Такое вот время искать и удивляться.
Вообще, этот фестиваль стал своеобразным парадом увлечений энтузиастов погружения в историю. На территории парка работала и школа гувернеров, и кабинет земского доктора, и студия бальных танцев, и, конечно, мастер-классы художников, ради чего они приехали в Тамбов из дружественного Липецка. И казалось, что сейчас на аллее появится сам Клод Моне и покажет, как одним движением кисти передать порыв ветра в листве, остановив мгновение.
Одно было жаль на этом празднике жизни, по крайней мере, во второй день оказалось совсем немного посетителей, в результате чего реконструкторам оставалось существовать в этом пространстве самим для себя. Как признались потенциальные зрители, их останавливала цена входных билетов. Всё же история – не та субстанция, за которую платят деньги. Она слишком дорогого стоит.
«На мгновенье вернём годы вспять.
Лики прошлого вспыхнут легендой опять
Силой старых знамён,
Эхом славных имён,
Светом прошлых эпох и времён...»
Читайте также: «Этот город — самый лучший город на Земле!..»