С режиссёром Сергеем Полянским, оператором Игорем Бучневым, звукорежиссёром Олегом Шумилиным и другими мы не виделись много лет. Но этот год сложился как-то на удивление удачно. Многих удалось не только увидеть, но и побывать на их творческих вечерах. Ребята из некогда большой творческой телевизионной команды, в основном сегодня работающие в столице, когда приезжали в Тамбов навестить родных, стараниями руководителя клуба духовного кино Валерия Сытника становились и его гостями. А, следовательно, и гостями тамбовчан. Старшее поколение зрителей в кинозале на Степана Разина во время этих встреч вспоминало первые шаги тамбовского телевидения, первые художественные фильмы, снятые на Тамбовщине. А молодёжь знакомилась с легендарными телевизионщиками, которые стояли у истоков областного ТВ.
Сегодня, к примеру, в столице известный оператор Игорь Бучнев снимает сериалы, а Вячеслав Рогожкин пишет сценарии. Олег Шумилин — директор Тамбовской студии кинохроники - продюсирует цикл короткометражных игровых фильмов «Моменты судьбы», некоторые из которых увидела и публика клуба духовного кино. Свои «Мгновения» для них привёз и режиссёр-постановщик Сергей Полянский.
Олимпийские мгновения
Сергей сейчас сотрудничает с различными российскими телевизионными каналами, снимая детективные сериалы. Но его любовью по-прежнему остаётся спорт, а любимым фильмом - «Мгновения», над которым он работал во время зимней Олимпиады в Сочи. «И хотя прошло пять лет - всё в памяти. Как будто это было вчера», - признавался Сергей, выступая перед публикой в клубе духовного кино.
И действительно, такую Олимпиаду не забыть никому из россиян. А уж тем более тем, кто на ней выступал или работал. Под началом Сергея Полянского тогда трудилась огромная команда в две с половиной тысячи человек. Это были операторы, журналисты, редактора, волонтёры из Владивостока, Хабаровска, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Сочи, Краснодара и Тамбова. Их задачей было снимать репортажи со спортивных соревнований в Сочи. Но авторские права на съёмки принадлежали Олимпийскому комитету.
В этом и была сложность работы команды Полянского на Олимпиаде.
«МОК всё время показывает только международную картинку и для нас, россиян, места там нет, - рассказывает Сергей Викторович. - Наша же задача была сделать такие материалы, чтобы зрители смогли увидеть российских спортсменов. Как они действительно побеждали на Олимпиаде. В этом смысл всей нашей работы».
В фильме Полянского много материалов, которые не вошли в обыкновенную телевизионную трансляцию, где не было переживаний, сочувствия, не было слёз. В картине же «Мгновения» есть полностью то человеческое, которое оказалось за кадром телевизионных репортажей. Фильм по всем телевизионным каналам показали перед самым закрытием. Поэтому в его первом варианте не было финала Олимпиады, слёз Мишки, спортсменов и болельщиков.
«Когда гас огонь, мы все рыдали, - вспоминает Полянский. - Окончание Олимпиады воспринимали как трагедию. Ведь две недели мы буквально жили этими событиями, переживаниями. Мы спали, буквально, по два часа. Все остальные часы отдавали только работе. Жалко было тратить такое время на какой-то сон. И вдруг финал. Для нас безумной радостью была каждая победа, каждая медаль. И не важно какого она достоинства».
Съёмки длились две недели, сколько шла Олимпиада. Материала оказалось отснято очень и очень много. Сергей Полянский с редакторами потом выбирал самые действенные кадры — 1500 спортивных мгновений. И фильм «Мгновения» получился как сгусток энергии, фейерверк эмоций. Съёмочная группа поначалу даже так и хотела назвать картину - «Эмоции» или «Эмоциональные мгновения». Но, когда команда работала над последним, более расширенном (куда вошло и само закрытие), вариантом для Интернета, то остановились на лаконичном, но в тоже время таком ёмком названии, «Мгновения». Это ведь мгновения переживаний и неудач, сосредоточений и побед спортсменов, невероятные всплески эмоций болельщиков, а потом и зрителей. И они смотрят теперь картину на одном дыхании. Будто пролетает одно, но феерическое мгновение.
После просмотра фильма в кинозале на Степана Разина зрители, и особенно школьники, засыпали Сергея Викторовича вопросами о работе на Олимпиаде и том, как он пришёл в режиссуру.
В поисках
Родом Сергей из посёлка Дмитриевка Никифоровского района. Но затем родители переехали в Тамбов. Творческая жилка в Сергее явно от мамы. Кстати, Маргарита Ивановна Полянская, бывший редактор многотиражной газеты «Тамбовхимпромстрой», присутствовала в клубе духовного кино на вечере сына. И ей, конечно же, было очень приятно видеть какой восторг вызвал фильм Сергея у зрителей. Впрочем, на её памяти и триумф тамбовских кинематографистов из «Студии «Центр ТВ» в филармонии, где в 2003 году состоялась премьера первого художественного фильма «Русские бабы», снятого на Тамбовщине. Тогда талант сына признали многие. Но Маргарита Ивановна верила в него всегда.
После школы Полянский прошёл службу в войсках стратегического назначения. Этот факт даже спустя двадцать лет помешал Сергею, работавшему в нулевых на канале «Россия. Спорт» поехать на съёмки Олимпиады в Ванкувер. «Нет, - ему сказали, - вы имели дело с секретными материалами», и когда он собрался на Олимпиаду в Китай. Приходилось собирать материалы и монтировать спортивные заставки в Москве.
И только в 2014 году режиссёр Полянский осуществил свою мечту — снял фильм об олимпийских соревнованиях. Так как в этот год Олимпиада проходила в Сочи и не надо было оформлять загранпоездку. Зато пришлось отпроситься на год с канала НТВ, где он в то время занимался съёмками детективных сериалов. За отличную работу на Олимпиаде президент МОК Томас Бах вручил Полянскому грамоту.
«Я хотел даже грамоту в рамку вставить и на стену повесить, - признаётся Сергей. - Но после того, как Бах возглавил борьбу с русскими спортсменами, я её убрал».
Выбор профессии
Но все эти перипетии Сергею в начале 90-х прошлого века были ещё неведомы. О Москве он тогда даже и не мечтал. Полянский пробовал себя в разных сферах, пока не появилось тамбовское телевидение.
«Я попал на телевидение в 1993 году благодаря таким людям как Владимир Пеньков, Сергей Саввин, Сергей Фролов, Олег Шумилин, - признаётся Сергей Полянский. - Это они учили меня азам».
Теперь этих людей, причисляя себя ко второму поколению тамбовских телевизионщиков, Сергей Полянский и Игорь Бучнев называют своими наставниками. Ведь они, тогда не так далеко ушедшие по возрасту от новеньких, с азартом вовлекали их в бурную жизнь формирующегося тамбовского телевидения. Со съёмками репортажей Сергей исколесил практически всю область. Его работу высоко оценивали профессионалы. В начале нулевых Полянский присоединился к группе телевизионщиков, решивших организовать независимую «Студию «Центр ТВ» и отражать в телерепортажах, в отличии от государственного ТВ, свои взгляды на происходящие события. А далее больше...
Тамбовский кинематограф
Когда у Вячеслава Рогожкина появилась безумная по тем временам идея снять своими силами полнометражный игровой фильм, его коллеги по «Студии «Центр ТВ» хотя и выразили сомнения, но поддержали. Ведь какой рядовой не мечтает быть генералом, и какой телевизионщик не мечтает снять кино. Режиссёром будущей первой киноленты «Русские бабы» суждено было стать Сергею Полянскому. Средства на фильм добывались с невероятным трудом. Собирали у своих, как говориться, «с миру по нитке». Но совсем без Москвы не обошлось. Так как в картине снялись две столичные актрисы — Галина Абрамова и тогда заслуженная, а ныне народная артистка РФ Раиса Рязанова, всероссийская любимица из картины «Москва слезам не верит».
Как признаётся Сергей Полянский работать рядом с таким профессионалом было счастьем.
«Я до сих пор помню слова Раисы Рязановой, - особо отметил на творческом вечере Сергей Викторович. - Представьте. Мы снимаем фильм в заброшенной деревне Орехово, где проживает всего лишь четыре человека. Осень. Холодно. Сидим замёрзшие на берегу огромнейшего пруда. Ладно я, мне деваться некуда, я режиссёр. Но рядом сидит Раиса Ивановна. Ей дали какую-то плащ-палатку. Она накинула, сидит, ждёт своего выхода и вяжет носочек. Я говорю: Раиса Ивановна, пошли бы погреться с массовкой в дом. Она: нет, я только со своими. Она всю жизнь в кино только со своими. И когда мы сидели у костра после съёмок и выпивали вино, она обратилась ко мне: ну, что Сережа, принял наркотик? Я опешил: Раиса Ивановна, что вы имеете в виду? А она так серьёзно: кино - это настоящий наркотик. Без кино вы теперь не сможете жить. Так с нами и получилось».
Фильм «Русские бабы» тепло приняли не только тамбовские зрители. Ребята отправились с ним в Москву. Картина произвела впечатление на столичных кинематографистов, и её показали на нескольких телеканалах.
Второй кинопроект
Он для «Студии «Центр ТВ» оказался куда масштабнее. Сериал «Парижане» снимался вновь в деревне, но уже на тамбовском курорте — в Тулиновке. И опять сценаристом стал Вячеслав Рогожкин, а режиссёром — Сергей Полянский. В этот раз они создавали киноленту, противоположную первой. «Парижане» - это комедия о том, как в глухую провинцию съезжаются разочаровавшиеся в столицах: бывшие депутат, чиновник и некогда популярный певец, бизнесмен, учёный и брошенная любовником тренер по фитнесу. Все они когда-то были жителями деревеньки Париж и вот вернулись на родину.
На этот раз тамбовские кинематографисты размахнулись не на шутку. Под началом Полянского снимались Игорь Боголей, Владимир Сычёв, Амалия Мордвинова, Сергей Астахов, Антон Макарский, целая команда московского «Спартака» и даже сам Пьер Ришар.
«Не забыть, как мы встречали мэтра французского кинематографа на тамбовском вокзале, ажиотаж был невероятным, - вспоминает Сергей. - Но великий актёр оказался замечательным и простым в общении человеком. Он признавался мне, что для всех иностранцев Россия за пределами Москвы — белое пятно. А тут Ришар для себя открыл, что на Тамбовщине оказывается живут замечательные люди, с которыми так приятно общаться».
Поначалу сериал «Парижане» казался авторам и авантюрой, и приключением. Но фильм состоялся. Хотя с прокатной судьбой ему не повезло. Помешали заморочки с продюсером, который имел все права на сериал. И всё же в неплохом качестве он вышел на дисках. Но к этому времени большая часть съёмочной группы обосновалась уже в Москве. Сергей Полянский, как и многие коллеги, уехал сначала туда на озвучку «Парижан». Да так и осел в столице.
Две мечты
Мечта стать режиссёром и снимать кино появилась у Полянского уже, когда он вступил во взрослую пору жизни. А вот в детстве, как поделился на вечере Сергей, у него были две мечты: получить звание олимпионика и попасть на Северный полюс. Победы на Олимпийских играх ему виделись в составе хоккейной команды. Сергей обожал хоккей и не пропускал ни одной игры Красной машины. Но спортивные рекорды не покорились Сергею. Зато на Олимпиаду он попал благодаря телевидению. И даже как режиссёр снял о Сочинском триумфе замечательный фильм, который сегодня считают одним из лучших и растаскивают на цитаты по всем телеканалам.
А вот с Севером у Полянского получилась забавная история. Её он рассказал в финале своего творческого вечера. Одно время Сергей работал на телевидении Газпрома. И однажды его решили отправить за Полярный круг снять работу одной из компрессорных станций. Вместе с оператором он полетел в командировку на вертолёте. Когда до станции осталось 20 километров лётчики сказали, что аэродрома нет и придётся прыгать в сугробы. У пассажиров шок. Первым прыгнул оператор. Вслед полетели четыре сумки с аппаратурой. Сергею стало не по себе, когда он увидел в люк, что прыгать надо с высоты пять метров. Пока он думал, сзади его толкнули. И Сергей с головой ушёл в снег. Казалось, что сейчас задохнётся. Но тут на помощь пришёл освободившийся от снежного плена оператор. А вскоре со станции приехала машина.
«Ребята сразу же нам устроили баньку, - вспоминает Сергей. - Когда я ожил, то подумал, что свой Север я уже открыл. Но это шутка. А серьёзно, надо всегда ставить цели. Судьба поможет их осуществить».
Читайте также: Из спортсменки — в актрисы