Среди награждённых в этом году юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были и жители села Воронцовка Знаменского района - ветеран Великой Отечественной войны Павел Илларионович Дряпин и труженица тыла Мария Петровна Дряпина.
Эта замечательная супружеская пара уже вместе семьдесят лет. Всю жизнь прожили в хлопотах и трудах, воспитали трёх дочерей. Павел Илларионович сорок лет прослужил после войны в Знаменской войсковой части.
«Меня и сегодня на мероприятия зовут, - довольно говорит Павел Дряпин. - Хорошо встречают. Командир подойдёт, обнимет, расцелует. Один я из участников войны остался тут в Воронцовке».
Дряпиных в селе уважают и любят. Так что, как считают супруги, роптать не на что. Хотя жизнь у них, как и у многих односельчан была непростой. И даже трагедия не минула. В восьмидесятых годах в аварии в Ленинграде погибла одна из дочерей. До сих пор Павел Илларионович с дрожью в голосе рассказывает, как восьмого мая получил от дочери поздравительную телеграмму с Днём Победы, но не мог себе места найти от тревоги. А через четыре дня предчувствие подтвердилось. Подруга сообщила о гибели Вали в аварии.
Дряпины очень тяжело пережили горе. А вскоре и трудности навалились. Случились и перестройка, и развал страны, и месяцами пенсию не получали. И всё же Бога Дряпины не гневили, и на жизнь не жаловались. Стойко переносили тяготы.
И сейчас Павел Дряпин утверждает, что был да и ныне счастлив. Ведь во время войны из двухсот сослуживцев в их части остались в живых только двадцать. И он в их числе. Дряпин, хотя и был контужен, плохо слышал после ранения, но целым вернулся в любимую Воронцовку. А здесь повстречал дорогую сердцу и по сию пору Марусю, с которой семь десятков лет пролетели, как одно мгновение. И для Марии Петровны супруг до сих пор Павлуша.
Павел и Мария Дряпины, когда их спрашивают о долголетии их жизни и рецепте семейного счастья, отвечают, что самое главное - стараться людям делать только добро и не помнить зла, прощать обиды.
«Провожая своих друзей-однополчан в августе 45-го, - вспоминает Павел Илларионович, - я их обнял, расцеловал. А они мне: «Павел, будь всегда таким!» И вот я сколько прожил, они у меня перед глазами, как на фотографии стоят. Три воронежских друга – Попов, Воинов и Шабалин. Два тамбовских – Пустынников и Шестаков. И молдаванин Вершигора. Всех помню. Жалко мне товарищей. Вся земля от Воронежа до Вены русскими костьми усыпана».
На фронт Паша Дряпин хотел попасть с первых дней войны. Всё рвался добровольцем. Но в Знаменском райвоенкомате парня разворачивали: мол, мал ещё, успеешь, навоюешься. И призвали его в Красную Армию только в ноябре 1943 года. В Тамбове собрали с семью классами образования двести комсомольцев. С ними и Павел должен был попасть в Воронежскую танковую школу и обучаться на водителя-механика. Но сложившаяся военно-политическая обстановка после успешной Курской битвы, глубокие изменения в соотношении сил на фронте потребовали от руководства советской страны принятие мер для максимального использования открывшихся новых возможностей. Фактор времени приобретал при этом исключительно важное значение. Контрнаступление советских войск стало перерастать в общее стратегическое наступление.
Поэтому было не до долгого обучения новобранцев. Как вспоминает Павел Илларионович, и учёбы-то особой не было. Полмесяца потренировались стрелять из пушки и на фронт. Так стал Павел артиллеристом. И до конца был рядом со своей пушкой. В рядах Красной Армии Дряпин освобождал от фашистов не только родную страну, но и Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию.
При штурме Белграда Дряпин со своим расчётом попал под бомбёжку. Павла контузило и полностью завалило землёй. Если бы не друг, как считает Дряпин, которому удалось откопать Павла, не жить бы ему на этом свете. После этого ранения Павлу пришлось провести три месяца в госпитале. Его уже готовили к демобилизации, но Дряпин отказался. В письме к родителям объяснил, что хотя он и был тяжело ранен, но не может после излечения вернуться, не добив фашистов. И закончил своё послание словами: «Не обижайтесь: буду жив – вернусь».
День Победы застал его и однополчан в городке Санкт-Пёльтен в семидесяти километрах от Вены. Когда командир сообщил им, что война закончилась, то артиллеристы развернули свои пушки в сторону гор: «Да как дали по ним три залпа. А пушки у нас мощные были, на пятнадцать километров били».
В честь Победы артиллеристам разрешили три дня погулять по Вене. А затем отправили в Болгарию, где Дряпин служил до демобилизации в 1947 году.
«Болгары тогда дружественно к нам относились, - рассказывает Павел Илларионович. - Помню, как хорошо они нас встречали. Болгарские пограничники стояли с развернутыми знамёнами и честь нам отдавали. А девушки усыпали дорогу цветами из Долины роз. Не верится даже, что это было».
Но эти героические дни были. И тому подтверждение награды на груди ветерана: орден Отечественной войны II степени, медали за штурм и взятие Будапешта, за освобождение Белграда, за победу над Германией. А признательные земляки за боевые и трудовые заслуги много лет спустя наградили Павла Дряпина нагрудным знаком «Почётный гражданин Знаменского района».
Супруга Павла Илларионовича Мария Петровна подстать мужу не сидела в молодости дома — рыла окопы, ударно трудилась. Была настоящей труженицей тыла и тоже может похвастаться наградами. Только не в чести у Дряпиных хвастовство. Это нам надо помнить об их наградах, о их вкладе в нашу Великую Победу. И гордиться героическими земляками.