Начало нынешнего учебного года и учителя, и ученики, и родители встретили с особым трепетом и волнением. С особым праздничным настроением. Наконец-то все после длинного перерыва на пандемию снова сели за школьные парты, а не за домашние мониторы! Встретились с друзьями и учителями, по которым успели сильно соскучиться. Как начинается учёба у тамбовских ребятишек, какие изменения их ожидали в первый день занятий, мы узнали, побывав в одном из самых больших и многочисленных образовательных учреждений Тамбова — Центре образования имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова. Здесь в двух корпусах учатся 2200 учащихся.
Ступенчатый график и обязательная термометрия
Накануне праздника мы расспросили сотрудников школы о новшествах, которые ждут в этом году учителей, детей и родителей, о предпринимаемых учреждением мерах защиты от коронавируса и прочих инфекций. Школа уже и раньше работала в две смены. Но директор Ирина Курбатова пояснила, что было бы правильным режим работы теперь называть ступенчатым графиком.
«Звонки в школе по-прежнему будут звучать, и будут звучать для всех в одно и то же время. Занятия начинаются в 8.00. Во втором корпусе, где учатся с 5 по 11 классы, в течение дня пройдёт 13 уроков. Для кого-то первое занятие начнётся в 12.45. Последнее здесь закончится в 18.20, а в первом корпусе, где занимается начальная школа, занятия заканчиваются в 17.30», - говорит Ирина Владимировна.
Такой график нужен и с целью разобщения детей при приходе в школу, как требует Роспотребнадзор. Если дети придут в разное время, то меньше будут контактировать друг с другом. Такой ступенчатый график занятий нужен и для грамотной организации учебного времени. Ведь заниматься учащиеся теперь будут все уроки в одном кабинете. Но приходить в школу придётся заранее. Так для каждого класса определенно своё время прихода, чтобы спокойно успеть пройти на входе в школу необходимую сейчас процедуру – утреннее измерение температуры. В 7.15 должна подойти первая группа учащихся. На каждый класс отводится в среднем минут десять, чтобы всем измерить температуру. В 7.25 подходят другие, в 7.35 – следующая партия детей. В каждом корпусе школы открыты все имеющиеся тут четыре входа – один основной и три запасных.
На каждом входе стоит штатный сотрудник школы, в основном это тьюторы, то есть специалисты, осуществляющие сопровождение детей во время учебного процесса. Стоят специалисты в масках и перчатках, бесконтактным термометром измеряют ребёнку температуру. Причём, в специальный журнал заносится и температура, которую должны измерить ученику его родители при выходе из дома, и температура при входе в школу.
Если температура выше нормы, больше 37 градусов, то ребёнку сначала предлагают посидеть, отдохнуть, придти в себя, а через какое-то время измеряют температуру вновь. Если всё равно термометр показывает цифры выше нормы, то ученика изолируют в специальную комнату, расположенную на первом этаже. Там он ждёт медицинского работника и родителей.
Остальным детям, успешно прошедшим термометрию, предлагается обработать руки антисептиком – на входах в школу есть бесконтактные санитайзеры. Школа закупила их в достаточном количестве, причём местного производителя. Локтевые санитайзеры есть перед туалетными комнатами и в столовой. Школа также закупила про запас, на всякий случай, большую партию медицинских масок. Но носить их в школе, если не объявлен карантин, не обязательно ни учителям, ни детям. Обязаны быть экипированными средствами личной гигиены лишь дежурные, измеряющие температуру детям на входах, и работники столовой.
Итак, после успешного прохождения термометрии все ученики расходятся по своим кабинетам в ожидании учителя-предметника. Да, теперь не только ученики начальной школы, но и учащиеся среднего и старшего звена занимаются в одном кабинете. Но есть исключения. По-прежнему дети придут на занятия в кабинеты технологии, информатики, ИЗО, и, конечно, в спортзал на физкультуру. А в хорошую погоду – на стадион.
В классах дети будут сидеть как и раньше, по двое. Все нормы по метражу на одного ученика выдерживаются. Только в столовой сядут в шахматном порядке. График посещения столовой тоже строго расписан, так как за один раз накормить могут только четыре класса.
Мощные рециркуляторы и ручеёк на перемене
Обеззараживать воздух будут рециркуляторы отечественного производства. Мощные, переносные. За полчаса один прибор способен обработать площадь в 145 кубических метров. На каждый корпус закуплено по пять штук. По одному - на каждый этаж и ещё один – на столовую и спортзал. За их работу отвечает специалист по охране труда и технике безопасности. Директор подчеркнула, что закупили эти приборы за счёт средств, заработанных школой от внебюджетной деятельности, полученных от платных услуг.
Разметка социального дистанцирования для школ не обязательна, да и это дело бесполезное, так как дети есть дети и им нужна активность. Но эту активность на переменах постараются направить в нужное и безопасное русло тьюторы и социальные работники: с маленькими учениками начальной школы поиграют в любимые игры, например, в ручеёк, а со старшими побеседуют ещё и ещё раз на тему, как правильно надо вести себя в школе, тем более, когда риск распространения новой коронавирусной инфекции пока сохраняется.
В школе должны быть дети
В общем, подстелили соломку везде, где только можно, улыбается Ирина Владимировна и говорит, что все с нетерпением ждут начало занятий. Время карантина, по её словам, многому научило педагогов. Были и положительные моменты. Школа активнее погрузись в цифровую образовательную среду. Хотя и до этого здесь довольно успешно осваивалась «цифра». Кроме того, каждый учитель разработал план урока с возможным переходом на дистанционное обучение, выяснили предпочтительные для школы информационные платформы для обучения и варианты видеоконференцсвязи.
«Мы все очень соскучились по детям, - с трепетом говорит директор. - Учитель не только носитель знаний. Учительская профессия выражается, прежде всего, в любви к детям, в общении. Я не сторонник тотального дистанционного образования, уроки могут быть интегрированными, с элементом дистанционного обучения. Мы, учителя, не можем обойтись без непосредственного общения с детьми. Школа должна быть наполнена детьми. Сейчас, когда очные занятия возвращаются, наконец появилось такое ощущение, что мы начинаем жить, настоящей школьной жизнью жить».