... «Доброе утро, Аран! Живот болит?». «Иес», - скрипучим голосом отвечает он на английском. «Вы кашляете по утрам?». «Ноу»... «Покашляйте, пожалуйста!». Аран начинает жутко кашлять.
«Обратите внимание, такой кашель характерен для хронического бронхита. Ещё у него можно прослушать лёгкие, пропальпировать пульс. Попробуйте!», - предлагает директор аккредитационно-симуляционного центра ТГУ имени Г.Р. Державина, кандидат медицинских наук, доцент Марта Чернышева.
Нахожу пульс, щупаю, он учащается! Грудная клетка робота – вверх и вниз часто-часто. Робот дышит! Даже немного жутковато оттого, что он не живой, а дышит как живой. А теперь творится что-то неладное со зрачками пациента. Один больше другого, это означает кровоизлияние в мозг. Теперь зрачки жёлтые-прежёлтые, значит, можно предположить желтуху. Вообще, у Арана, канадского интерактивного робота, очень точно имитирующего организм человека, куча заболеваний и травм. Его можно запрограммировать и на инсульт, и на анафилактический шок, и на желудочно-кишечное кровотечение, и на пневмонию.
И весь этот букет болезней студент-медик должен определить! Роботу можно сделать электрокардиограмму, сердечно-лёгочную реанимацию, инъекции, с ним можно проделать множество других медицинских манипуляций, чтобы попытаться спасти. Он разговаривает, ответит о своём самочувствии и на английском, что очень удобно при обучении иностранных студентов, и на русском. Роботов такого высокого класса, подобного Арану, стоимостью шесть с половиной миллионов рублей, в тамбовском аккредитационно – симуляционном центре ещё четыре штуки, взрослых пациентов, а ещё есть четыре робота-ребёнка, умеющих шевелить ручками-ножками, кричать и изображать различные патологии.
Симуляции и никаких трупов
Помимо электронно-автоматизированных дорогостоящих симуляторов аккредитационно-симуляционный центр располагает великим множеством механических манекенов, муляжами и фантомами, изображающими различные части тела человека и настоящими медицинскими аппаратами и изделиями для обучения студентов мединститута. На симуляторах отрабатываются отдельные манипуляции, к примеру, как правильно сделать укол внутримышечный или внутривенный, взять материал на биопсию или, исходя из симптомов робота-пациента, поставить диагноз, и даже провести операцию.
В целом центр имитирует настоящую медицинскую организацию со своими существующими правилами, например, санитарно-эпидемиологического режима, который надо учиться соблюдать с самого первого курса. Учиться правильно, локтём, а не рукой, открывать кран с водой, а к пациенту, пусть даже роботу, подходить в перчатках и с улыбкой. Да, наши современные студенты, будущие врачи, учатся сначала на манекенах и роботах, а потом уж на живых людях.
Учёба на трупах – вчерашний день медицины. Сейчас век высоких технологий. И в обучении медиков стараются от современных требований не отставать и даже опережать. Тамбовский аккредитационно-симуляционный центр считается одним из крупных в Центральном федеральном округе и может похвастаться аппаратами, которых нет в других подобных учреждениях. Например, гордость центра – виртуальный лапароскоп для отработки навыков проведения современных лапароскопических операций в хирургии. Оборудования в центр закуплено на сорок миллионов рублей! И оно постоянно обновляется, закупается новое, как иностранного, так и отечественного производства.
Директор аккредитационно-симуляционного центра Марта Чернышева
Конечно, одна из задач центра – симуляционное обучение, но не только. Поясняет директор Марта Чернышева:
«Центр был создан в 2017 году, так как в соответствии с законодательством, для медицинских работников вводится такая процедура, как аккредитация. То есть проверяется – соответствуют ли знания и умения специалиста существующим профессиональным стандартам. Среди студентов проводится первичная аккредитация, после которой он получает право работать участковым терапевтом или педиатром, стоматологом. Среди ординаторов, которые получают ту или иную специализацию, в нашем центре проводится первично-специализированная аккредитация, а среди работающих врачей - периодическая через каждые пять лет. Аккредитация состоит из трёх этапов – тестирования, демонстрации практических навыков и решения ситуационных задач».
То есть студентам даётся задание, например, беременная женщина, семь месяцев беременности, тянущие боли в низу живота. Нужно определить диагноз, рассказать, показать алгоритм действий. Для среднего медицинского персонала предусмотрено отдельное здание, там идёт отработка различных медицинских манипуляций в основном на муляжах, представляющих отдельные части тела. Кроме того, проводятся курсы повышения квалификации по оказанию первой помощи, к примеру, для педагогов, воспитателей, социальных работников, сотрудников патрульной-постовой службы. И, конечно, большими возможностями центр располагает для симуляционного обучения, то есть имитируем какие-либо процессы, в ходе которых студент отрабатывает и закрепляет практические навыки… Занимаются здесь студенты мединститута с первого курса всех направлений.
Трудные роды и симулятор-преподаватель
В акушерском зале центра всё по-настоящему. В настоящем гинекологическом кресле расположилась Ноэлла, робот, симулятор родов. Её можно запрограммировать на нормальные или патологические роды. Задача студента – показать различные приёмы родов в зависимости от ситуации. На муляже-ребёнке учатся малыша правильно пеленать, взвешивать, измерять рост.
Входим в виртуальную операционную. Это тоже гордость центра. Здесь есть как классические для хирургии инструменты, которыми проводится полостная операция, так и настоящее лапароскопическое оборудование для проведения высокотехнологичных лапароскопических операций, которые считаются наименее травматичными и наиболее желательными для пациента.
Администратор центра Антон Толстых, отвечающий за оборудование, включает аппарат и демонстрирует, какие действия должен студент отработать в ходе операции. На мониторе – самое настоящее изображение аппендикса, который нужно удалить. После операции – аппарат оценивает работу студента, пишет и показывает на экране его ошибки и предлагает посмотреть видеозаписи как правильно надо делать ту или иную операцию. То есть симулятор ещё берёт на себя и функции преподавателя!
Но, конечно, без настоящих педагогов не обойтись. За всем ходом операции в виртуальной операционной наблюдают из окошка находящиеся в соседней комнате специалисты. Но прежде чем делать высокотехнологичную операцию студентам предлагается на обычном механическом муляже брюшной полости определить или размер печени, которая регулируется, или прощупать опухоль, которую студенты бывает путают с мочевым пузырём или той же печенью. Но учёба на то есть и учёба, чтобы всему научиться.
Хорошо, что фантом - не человек
Затем мы побывали на практических занятиях студентов-стоматологов. Это группа иностранцев. Все – из Марокко. Четвёртый курс. Все три курса им преподавали на русском языке с переводчиком. Теперь студенты сносно говорят на русском. Занятие проводит преподаватель кафедры стоматологии, кандидат медицинских наук, доцент Алексей Терехов:
«Мы считаем, что у пациента – пульпитный зуб, то есть воспалился нерв. Сделали анестезию. Для этого есть специальный муляж, который сигнализирует правильно или нет проведена манипуляция. Теперь студенты отрабатывают создание прямого доступа к корневому каналу. Затем необходимо удалить нерв. Отрабатываем технику в четыре руки. Это новый подход, который студенты тоже должны знать. А технику пломбирования будем отрабатывать на следующем занятии… Понятно, что фантом не сможет на сто процентов сымитировать настоящего живого пациента, изобразить настоящие эмоции, болевые ощущения. Но наша задача – довести действия до автоматизма. Никто из пациентов не согласится, чтобы на нём практиковались до бесконечности, отрабатывали одно и то же действие по нескольку раз. В этом заключается одно из огромных преимуществ симуляционного обучения».
Кстати, руку-муляж для инъекций так закололи, что теперь надо её менять на новый симулятор. Но это и хорошо! Отрабатывали навык до тех пор, пока не научились. Студенты рассказали нам о том, что проводить какие-либо манипуляции, к примеру, пломбировать зуб или вводить шприц в вену роботу, конечно, не страшно, ведь он неживой, не страшно, если вдруг поначалу сделаешь что-то не так. В этом ещё один из плюсов обучения на манекенах и фантомах. Не навредишь человеку! Да ещё сейчас и не каждый пациент согласится, чтобы на нём практиковался студент.
А когда пропадает страх, то появляется уверенность, которая помогает успешно овладеть будущей профессией. Преимущество симулятора ещё и в том, что можно смоделировать практически любую ситуацию, любую даже самую редкую патологию, которая может и никогда не встретиться в практической деятельности врача, но студент должен её научиться распознавать. К примеру, есть в центре муляж головы для обучения офтальмологов. На этом симуляторе можно запрограммировать 34 патологи зрения! И их все студенту надо знать.
Роль пациента или как научиться общаться
А как же живые пациенты? Какой же это врач без умения общаться с живыми людьми? Всё правильно. От роботов студенты переходят к людям. Но не сразу к настоящим больным! А к специально обученным, скажем так, подсадным. Они называются стандартизированными пациентами, в роли которых выступают зачастую преподаватели. Например, Алексей Терехов, занимающийся со стоматологами, даже проходил специальное обучение, чтобы имитировать больного.
«Я играю пациента, адекватно реагирующего. Выучиваю по той или иной патологии жалобы. Высказываю их. А студент должен определить по симптомам диагноз, назначить обследование, лечение. Специалисты здесь оценивают умение будущего врача собрать необходимые данные, разговорить пациента, грамотно с ним общаться. Оценивается: охотно или нет врач общался с пациентом, была ли нарушена этика общения или нет», - пояснил Алексей Терехов.
Практические занятия студентов-стоматологов
Есть ещё роль пациента, который на всё происходящее, и на врача тоже реагирует нервно, болезненно. Умение врача выступить в роли психолога, успокоить такого неадекватного пациента, взять у него необходимые данные для определения диагноза, - это уже высший пилотаж, говорит директор Марта Чернышева. А для студентов для начала важно отработать коммуникативные навыки, которым в обучении будущих медиков отводится довольно большая и важная роль.
Ведь на роботах только тренируются. Работают потом – с живыми людьми. Найти к каждому свой подход, понять боль пациента, пожалуй, это самое важное чему учат педагоги будущих медиков. Даже если это обучение на роботах.
Читайте также: Инновационную лабораторию биотехнологии открыли в ТГУ