Начиная с прошлого и до следующего года в судьбе заслуженного деятеля искусств РФ, народной артистки России Александры Пермяковой сплошные юбилеи. В 2019 году Александра Андреевна отпраздновала свой 70 день рождения. Впрочем, эта всегда элегантная, моложавая и подтянутая железная леди ни внешне, ни внутренне этому возрасту не соответствует. Нынешний год – это год 25-летия её художественного руководства прославленным коллективом - Государственным академическим русским народным хором им. М. Е. Пятницкого.
Хотя возглавила хор Пермякова, став сначала его директором, 40 лет назад в 1989 году. Ну, а в следующем году, и в жизни самой Александры Андреевны и её коллектива две круглые даты. Исполниться 50 лет творческой деятельности Пермяковой и 110 лет хору имени Пятницкого. Сегодня эти два «П» воспринимаются неразрывно, потому что творческая составляющая Пермяковой – это ведь практически и половина творческой судьбы хора, в котором она с 1971 года начала работать рядовой артисткой, а затем стала его директором и художественным руководителем. Более того, в лихие перестроечные года именно её железная воля спасла коллектив от распада.
Фото Антона Кардашова: www.yuga.ru
Питерское детство
А закалялся стальной характер Александры в послевоенной маленькой Питерке, что затерялась в Моршанском районе Тамбовской области. Первая Питерка и сегодня – небольшая деревенька, где в основном проживают пожилые люди. Правда, в пору детства Саши народу было побольше. И Пермякова помнит, как этот народ любил собираться на деревенские праздники, чтобы отвлечься от послевоенных тягот, попеть песни и сплясать. Девочка была тут как тут, для её звонкого голоса импровизированный праздничный деревенский хор был родной стихией. Но на следующий день начинались трудовые будни.
После тяжелейшего ранения на войне отец Александры большее время лечился и проживал в Москве. Мать же с тремя дочками оставалась в Питерке. Александра помнит, как рано надо было вставать и поздно ложиться, чтобы успевать и учиться и помогать матери: работать в огороде, носить воду и дрова, доить корову. Многие деревенские женщины после войны остались без мужей. Поэтому ребятишки объединялись в группы и помогали, работая то в одной, то в другой семье.
Александра неплохо училась и любила читать. Отец видел в будущем свою дочь только учёной. Поэтому он уговорил Сашу приехать в Москву, где она в 14 лет поступила в оптико-механический техникум. Диплом с отличием позволил Александре найти работу в одном из московских НИИ.
Сёстры, Александры и мать. Фото из семейного архива артистки
Путь в артистки
Где бы ни училась и ни работала девушка, везде она становилась активисткой художественной самодеятельности. Её красивый природный голос был очень востребован. И, конечно же, Александру всегда направляли на различные вокальные конкурсы. Так однажды на одном из таких мероприятий на неё обратила внимание член жюри, солистка хора имени Пятницкого Александра Прокошина. Она рассказала девушке о знаменитом коллективе и пригласила на прослушивание.
Отборочную комиссию возглавлял художественный руководитель хора Валентин Левашов. Он сразу отметил большое дарование Александры Пермяковой. Но сначала пригласил девушку в коллектив рядовой хористкой. Только через некоторое время ей доверили исполнение сольных партий. О НИИ было забыто. Александра стала артисткой известного народного хора.
Фото из архива хора
Хор имени Пятницкого
Днём основания одного из старейших хоровых коллективов России считается 2 марта 1911 года, когда на малой сцене Благородного собрания состоялся первый концерт крестьянского хора под руководством Митрофана Пятницкого. В программу первого концерта вошло 27 песен Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Горячими поклонниками коллектива в начале века являлись Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Иван Бунин.
«У нас в архиве, - рассказывает Александра Пермякова, - есть записи хора Пятницкого 1914 года, который воспринимается сегодня как фольклорный коллектив неких бабушек и дедушек. Как известно, Митрофан Ефимович запрещал своим подопечным репетировать. Он призывал их петь так, как бы они пели у себя на деревенской завалинке или в поле. С годами эта певческая манера развивалась и менялась. Сегодня хор Пятницкого все же не фольклорный коллектив, а сценический, с определёнными певческими, танцевальными и музыкальными традициями».
У Александры Пермяковой в сейфе находятся ценнейшие исторические документы. Например, у неё хранится пропуск Пятницкого в Кремль, подписанный Лениным в 1918 году. Есть съемка 1926 года. Идёт съезд сельских корреспондентов, в президиуме сидит Крупская, выступает Бухарин, и здесь же хор Пятницкого в лаптях.
Конечно, со временем менялся и состав, и облик хористов. Изменялся репертуар. Ни для кого не секрет, что в 60-70-е годы ХХ века, когда во главе хора стояли композиторы, исполнялись в основном авторские песни народными голосами. Так было при Захарове, при Левашове.
«Сейчас, - с ответственностью говорит Александра Андреевна, - основа нашего репертуара – подлинные русские народные песни из разных областей России. К столетию хора многие регионы выпустили сборники по итогам фольклорных экспедиций. Присылают диски с записями. Я внимательно прослушиваю, смотрю, какие регионы представлены. Да, фольклор занимает в нашем репертуаре существенное место. Вот, например, «Липецкие припевки» мы поём на диалекте Липецкого уезда Тамбовской губернии, Владимирские - на владимирском, Брянские - на брянском... Случается, после исполнения нас спрашивают: на каком языке вы пели? Ведь кроме «чорна ягода сомородина» мы ничего не поняли? Приходится объяснять, что песня спета на диалекте определённой местности и является истинно народным творением».
За более чем столетнюю историю хор имени Пятницкого побывал в каждом уголке России и в 40 странах мира. Коллектив награждён орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, является лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Фото из архива хора
Как Феникс из пепла
Сегодня хор имени Пятницкого называют визитной карточкой славянского мира. И таким его, продолжая и развивая опыт предшественников, за 40 лет сделала именно Александра Пермякова. Эта на вид изящная, даже хрупкая женщина, имеет железный характер и хватку.
Благодаря незаурядному таланту организатора, Александра Андреевна в перестроечные годы смогла спасти хор от полного развала. Она приняла должность директора, когда до хорового искусства никому не было дела и концертная деятельность перестала быть востребованной, а артисты, не получавшие зарплату, стали покидать коллектив.
И тогда Пермякова решила всё начать с нуля:
«Я ездила по всей стране. Обращалась в учебные заведения, в хоровые коллективы, звала таланты в Москву, сама на гастролях прослушивала певцов. На сегодняшний день у нас лучшие певческие силы России, из более чем 30 регионов страны. Коллектив по возрасту исполнителей молодой. Но я им очень доверяю. Признаю только «играющих тренеров». Все должны крутиться в гуще событий. Ведь, если сам не выходишь на сцену, не участвуешь в процессе от начала до конца, никакого толку не будет».
Фото из архива хора
Всё важно
Помню, как я, когда хор имени Пятницкого приезжал с концертами в Тамбов в рамках Рахманиновского фестиваля или празднования 75-летия Тамбовской области, беседуя с Александрой Андреевной, высказывала своё восхищение не только певческими навыками и выучкой артистов, но и их, особенно, конечно, девушек, красотой и стройностью.
Оказалось, что у Пермяковой весьма жёсткий подход к отбору хористов. Девушки должны быть ростом не менее 165 сантиметров, не более 44-го размера одежды, очень красивы внешне и, безусловно, с великолепными голосами.
Фото из архива хора
«И если с подбором женщин проблем у нас нет, - признавалась Пермякова, - то существует острый кадровый дефицит мужских голосов. И не только у нас. Это большая проблема. К счастью, в хоре Пятницкого всегда доминировали женские голоса. Их всегда было больше в полтора раза, поэтому нам удаётся сохранить необходимый баланс».
Во время празднования столетнего юбилея коллектив проехал с большим турне по городам России и зарубежья, где, помимо криков «браво» и «бис», услышал и «Слава хору», и «Слава России». Кстати, эту юбилейную программы увидели в 2012 году и тамбовчане.
Александра Пермякова объяснила так этот успех:
«Вероятно, зрители ожидали, что на сцену выйдут этакие солидные великовозрастные матроны и споют что-то из репертуара ансамбля 20-30-х годов прошлого века. А вышли девчонки и парни 16-20 лет, каждый из которых представлял свой регион. К тому же в первом отделении мы пели народные песни, рождённые в самых разных областях России: «У нашей Кати», «Вниз по Волге-реке», «Возле речки, возле моста»... А во втором - с музыкальными подарками - вместе с нами выступили уже российские звёзды эстрады и кино, но не сами по себе, а как солисты. Это было моё условие, и я чрезвычайно была тронута, с какой ответственностью наши знаменитости отнеслись к делу».
Песни души
Все поклонники хора, да и сама Александра Андреевна сетуют, что выступления коллектива практически не показывают по телевидению.
За исключением телеканала «Культура».
«Мы не укладываемся в понятие «развлекаловка», а это сегодня главное на ТВ, - говорит Пермякова. - В нашем репертуаре - подлинные фольклорные песни, народные, авторские, как те же самые «Туманы...», плясовые из того или иного региона страны, песни современных авторов. В своих выступлениях мы стараемся показать все творческие направления современного этапа нашего развития».
Фото из архива хора
Но при этом коллектив обязан находить точную грань между подлинным фольклором, когда нельзя изменить ни одной ноты, ни одного слова, и современным сценическим звучанием. Сегодняшний слушатель кардинально отличается от слушателя времён Митрофана Пятницкого. Более того, он совсем не тот, каким был пять или десять лет назад, поскольку воспитан совершенно на других песнях. Тем не менее песни, собранные и записанные в начале прошлого века самим Пятницким, до сих пор звучат в исполнении хора.
Большой резонанс всегда вызывают программы, подготовленные хором ко Дню Победы. Так было и в этом году 75-летия Великой Победы. В архиве у Александры Андреевны хранятся две довольно пухлые папки.
«Это наше достояние, - гордо отмечает Пермякова. - Здесь письма с фронта, присланные в адрес хора Пятницкого с 1941 по 1945 год. Мы храним эти почтовые «треугольники» очень трепетно».
И действительно, это исторический факт, что воины в условиях ожесточённых боёв и ежеминутного риска просили, чтобы песни в исполнении хора имени Пятницкого звучали как можно чаще. Есть у Пермяковой в папке и такое послание с фронта:
«Уходим в бой, у нас в землянке чёрный репродуктор, из него звучат песни в вашем исполнении. Пойте, пожалуйста, чаще... А когда последний фашист ляжет в землю или поднимет вверх свои «грабли», мы на празднике Победы встанем рядом с вами в строй, как с нами в бой шли ваши песни. Лейтенант Кувшинов».
Такие письма помогают и руководителю прославленного коллектива, и его рядовым участникам сохранять традиции и глубже понять, что есть истинные ценности. Без такого понимания, как признаётся Александра Пермякова, невозможно работать. Ведь именно хор Пятницкого 9 мая 1945 года открывал на Манежной площади празднества в честь Великой Победы.
«Я работаю в коллективе уже полвека и помню рассказы хористов, - говорит Александра Андреевна, - они без слез не могли вспоминать, как после объявления хора на площади в воздух полетели пилотки, бескозырки и фуражки воинов, только-только вернувшихся с полей сражений. Так они приветствовали любимых артистов. Чудом дошёл до наших дней 45-секундный видеоролик того выступления. Эти кадры действительно потрясают».
Придерживаясь традиций, хористы во главе с Александрой Пермяковой, стараются и сегодня быть достойными высокого звания - артист хора имени Пятницкого.
Читайте также: К 100-летию со дня рождения Тамары Дерунец