Имя заслуженного архитектора РСФСР Александра Куликова мне знакомо с детства. Так как всегда интересовалась архитектурой Тамбова и его памятниками, поэтому не раз встречалась с ним, как с автором того или иного проекта. И особенно мною любимого комплекса «Вечный огонь», у которого в школьные годы я с трепетом в сердце не раз стояла на посту № 1.
А потом оказалось, что Александр Куликов вместе с различными скульпторами был и автором памятника Ленину на главной тамбовской площади, и мемориального комплекса на Воздвиженском кладбище, памятников Сергееву-Ценскому на Набережной и погибшим медикам на улице Гоголя, и многих других.
Встречи
И вот уже будучи журналистом, мне с этим знаменитым человеком, самым авторитетнейшим специалистом по градостроительству, к которому я относилась с особым пиететом, посчастливилось вместе даже и поработать. Несколько раз я брала у Александра Сергеевича интервью. Помню сколько шума надели его острые высказывания, которые он сделал в беседе после первого публичного обсуждения на совещании по вопросу градостроительных перспектив и концепции стратегического развития Тамбова в областной администрации.
Откликов на обширный материал в «Тамбовской жизни» о генеральном плане развития областного центра, динамике роста города, интеграции центра и пригородов, о застройке плодородных земель было огромное количество. Своими смелыми высказываниями о точечных застройках Куликов никого не оставил равнодушным.
«Я понимаю, что это выражение стало популярным, - говорил Александр Сергеевич. - Но сегодня оно критикуется уже и gрезидентом России. В советское время было правильное выражение - выборочное строительство. Оно действительно выбиралось. Поэтому никакого выборочного строительства, тем более в историческом центре Тамбова не должно быть. Необходимо разработать проект планировки какого-то огромного куска города, где должны быть указаны все объекты и памятники культуры с их охранными зонами. Показаны разрывы от этих памятников культуры, показаны все объекты, которые могут здесь строиться: жильё или общественные здания. И только после этого должно быть проектирование конкретного объекта и его строительство. В противном случае это опять нарушение принципов градостроительства».
Очень импонировала мне и позиция Куликова относительно уменьшения зелени на улицах Тамбова.
Он убеждён:
«У нас действительно идёт страшное наступление на зелень. По нормативу на каждого человека по генеральному плану должно быть 25 квадратных метров зелени общего пользования. Это не считая той зелени, которая во дворах, на собственных участках. Но мы катастрофически теряем озеленение улиц, а теперь и скверов, например, Зои Космодемьянской, Парка отдыха и Парка Дружбы. Вырубается не только тополь, но и замечательная берёза. Посмотрите, что твориться на бульваре Энтузиастов. Мы ведь хранили эту зелень во всех генеральных планах. А сейчас совершенно вырубили зелень напротив «Тамбоваппарата». Теперь там магазин «Европа» и стоянка вместо зелени. На другой стороне бульвара, вдоль многоэтажной застройки по плану мы предполагали посадить деревья. А сейчас «высадили» АЗС, «посадили» станцию техобслуживания. Возводятся огромные торговые центры у Студенца. Может торговые центры и нужны, но надо соотносить аппетиты торговли и нашу природу, городскую зелень. Мне кажется, что милый пейзаж реки или речушки это достоинство Тамбова, а мы его уничтожаем. Наши «лёгкие» мы сами уничтожаем».
Когда в 2006 году в регионе была сформирована Общественная палата Тамбовской области, то по инициативе её руководителя Владимира Окатова, Александр Куликов возглавил рабочую группу по сбережению культурно-исторического наследия региона. Формируя членов группы Александр Сергеевич привлёк к её работе и меня, как представителя средств массовой информации. В мою задачу входило освещение деятельности группы из лучших архитекторов, дизайнеров и юристов, которая провела тщательное обследование культурного наследия Тамбова в области архитектуры и градостроительства, а затем и Мичуринска.
И тогда я не уставала удивляться необычайной мобильности, неуспокоенности, энергетическому запалу Александра Сергеевича. Не мы молодые, а он постоянно нас тормошил, вдохновлял и нацеливал. По результатам своей деятельности в течении нескольких лет рабочая группа составила справку, куда занесла 266 памятников федерального и регионального значения. К тому же к этому числу культурных объектов добавила ещё и 117 вновь выявленных важных, как историческое наследие, памятников архитектуры.
Горячий казак
Без работы ни сам себя Александр Сергеевич, ни окружение Кудикова представить не могут. Стаж заслуженного архитектора РСФСР, профессора Тамбовского государственного технического университета насчитывает уже больше шести десятков лет. Сегодня профессор Куликов преподаёт на кафедре «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ.
Много лет он трудился ещё и в персональной творческой мастерской, где проходили практику его студенты и работали выпускники-архитекторы. Да и сам он готов был разрабатывать новые проекты. Куликов никогда не забывал и свои обязанности как члена Тамбовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Долгие годы он был председателем местного отделения, да и сейчас всегда активно ему помогает.
Александр Сергеевич, несмотря на то, что за его плечами солидное число лет, – человек неугомонный. Недаром, он подсмеивается над собой: «Я – кубанский казак, поэтому такой горячий». И действительно, Александр Куликов из казаков. Он родился на хуторе Фельдмаршальском Ставропольского края. Это произошло 3 февраля 1936 года. В тех местах существует предание, что на хуторе на постой во время похода на Альпы останавливался фельдмаршал Суворов.
Отсюда и название. Так ли, нет, но мужчины с Фельдмаршальского хутора всегда отличались бойцовским, отважным характером. Таким был и отец Александра, Сергей Иванович Куликов, участник Великой Отечественной войны. Учитель, начавший войну на передовой в 1941 году, закончил её в 1945 году в Берлине кадровым офицером. Куликов-младший унаследовал самые лучшие черты характера отца. Качества бойца ему не раз пригодились в его обширной профессиональной и общественной деятельности.
После средней школы Александр Куликов решил посвятить себя архитектуре. Он поступил в Московский архитектурный институт. Ещё будучи студентом, Александр начал работать. Сначала художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, затем трудился в Государственном проектном институте. По окончании в 1960 году вуза, его, как дипломированного специалиста, приняли на должность главного архитектора Тамбовского областного отдела коммунального хозяйства. С той поры Куликов и связал свою жизнь с нашим краем. Почему так произошло? Александр Сергеевич отвечает: «Тамбов уникальный город. Он такой тёплый, что попав под его очарование, трудно вырваться».
Главный архитектор
К появившейся на следующий год в трудовой книжке Куликова записи - главный архитектор области, - потом через запятую до 1993 года вписывались лишь административные наименования: начальник отдела по делам строительства и архитектуры облисполкома, начальник главного управления архитектуры и градостроительства области.
Александр Сергеевич признаётся:
«Я отдавал всего себя работе. Трудился всегда по честному. Был убеждён, что то, чем занимаюсь и есть мое истинное призвание. Коллектив, в котором работал, я уважал и любил. Коллеги отвечали взаимностью. Занимаясь административной деятельностью, никогда не забывал о главном назначении архитектора. Чтобы не дисквалифицироваться, проектировал каждый день. Мои проекты передавал на рассмотрение совета, так как никогда не боялся критики. Она необходима творческому человеку».
То, что было сделано Александром Куликовым за более чем три десятилетия руководства одной из важнейших отраслей народного хозяйства области, сегодня даже перечислить сложно. Сам Александр Сергеевич очень гордиться тем, что за этот период разработанные им в составе авторских коллективов института «Гипрогор» три редакции генерального плана города Тамбова были одобрены в столице.
Среди многочисленных градостроительных документов этих лет можно выделить: первый в истории Тамбова микрорайон «Южный», проект детальной планировки жилых районов в Рассказове и Моршанске, проект административного здания в Мичуринске, проект планировки и застройки центральной усадьбы госплемптицесовхоза «Арженка» Рассказовского района. А проект планировки и застройки центра города Тамбова, получивший в 1979 году первую премию во Всесоюзном конкурсе (Куликов выступил и как руководитель авторского коллектива, и как автор), стал большой творческой победой в соревновании с ведущими градостроительными институтами Москвы, Тбилиси, Воронежа.
Творческая составляющая Куликова в области монументального искусства не менее впечатляющая. Архитектор в соавторстве с художниками и скульпторами трудился над созданием: памятников Ленину, воинам-победителям, установленных в различных районах области, монументом «Вечная Слава» на Октябрьской (ныне Соборной) площади, памятниками Сергею Рахманинову в Ивановке, Сергею Сергееву-Ценскому и Гавриилу Державину в Тамбове, памятным знаком погибшим в Афганистане и Чечне, установленном в Котовске, и другими.
Важное место в творчестве зодчего занимали вопросы охраны и реставрации объектов культурно-исторического наследия, интерьеры помещений. Куликовым были разработаны проекты охранных зон города Тамбова и музея-усадьбы в селе Ивановка Уваровского района с воссозданием исторической усадьбы.
Его трудами была осуществлена реставрация памятника архитектуры служебного корпуса духовной семинарии на улице Ленинградской в Тамбове, реставрация памятников Михаилу Лермонтову, памятного знака почину «Танковая колонна «Тамбовский колхозник» в райцентре Петровское, фасада здания агентства лесного хозяйства по Тамбовской области и так далее.
Педагог
Работы было столь много, что Александр Сергеевич в те годы о преподавательской деятельности серьезно не задумывался. Хотя ректор технического университета Сергей Мищенко, когда Александр Куликов руководил управлением архитектуры и градостроительства, находящегося неподалеку от здания ТГТУ, не раз предлагал поделиться со студентами богатым опытом.
Правда, при той занятости, дело дальше курса лекций не пошло. Но случился 1993 год, изменивший вектор жизни Александра Сергеевича. Тогдашний губернатор Владимир Бабенко решил сменить команду и расстаться со старыми кадрами. Как признаётся Александр Куликов, для него предложение покинуть пост главного архитектора оказалось неожиданным.
Остаться без работы, которой отдавались все силы, на которой трудился с раннего утра, а порой и до полуночи, и в выходные, для любого человека – большой стресс. Но Куликов не был бы Куликовым, если бы не нашёл выход из сложившихся обстоятельств.
Александр Сергеевич организовал персональную творческую мастерскую, в которую пошли работать, не оставившие его коллеги. А спустя время доцент Александр Куликов (кстати, на Тамбовщине это учёное звание в его лице впервые было присвоено архитектору) возобновил и чтение лекции в университете, где было введено обучение архитектурной специальности.
В 2005 году Высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ присвоила Александру Сергеевичу звание профессора. Сегодня университет готовит 25-35 дипломированных архитекторов. Куликов руководит дипломным архитектурным проектированием. Его 18 дипломников удостоены 26 международных наград. А главное, выпускники Александра Куликова остаются верны выбранной профессии и трудятся как на Тамбовщине, так и в разных городах России.