Для каждого, без исключения, зрителя, даже который до этого ни разу не слышал выступление ансамбля русской пенсии «Тальяночка», концерт тамбовских вокалисток становится настоящим праздником. Какую бы из своих многочисленных программ не исполняла бы «Тальяночка», это будет сделано на высочайшем уровне.
Хотя надо учесть, что ансамбль любительский. В штате ДК только его руководитель Марина Архипова, остальные же работают в Тамбове кто педагогом, кто врачом, есть и пенсионеры, и заводчане. Но их всех объединяет беспредельная преданность русской песне, которой они стараются отдать каждую свободную минуту. Как характеризует Марина Викторовна: «Тальяночка» - это большая творческая семья, дающая силу жить». Вот почему ансамбль даст фору и немалую любому профессиональному коллективу народной песни.
Недаром «Тальяночка» ещё в 2008 году получила звание «народный», а сейчас носит ещё и почётное звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации». Полученные ансамблем к сегодняшнему дню дипломы лауреата областных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей перечислить не будет даже, наверное, и физической возможности.
Хотя в родном доме «Тальяночки», в аудитории Дворца культуры «Знамя труда», где она обитает и готовится к своим многочисленным концертам, все награды бережно хранятся, как и фотографии, что составляют с 2001 года творческую летопись коллектива. Ведь только за один год ансамбль даёт до несколько сотен концертов на разных площадках региона и страны. Лишь прошлый коронавирусный год стал исключением.
Чтобы рассмотреть весь обширнейший фотоархив, вспомнить встречи и выступления «Тальяночки», потребуется очень много часов. Я попросила Марину Архипову отметить хотя бы основные вехи славного творческого пути родного коллектива.
Лев Казанков
Отсчёт своей истории «Тальяночка» ведёт с 2001 года. До этого на базе ДК «Юбилейный» существовал ансамбль «Роза ветров» под руководством Николая Жильцова, исполнявший русские и цыганские пенсии. В 2001 году он распался. Николай Алексеевич остался в «Розе ветров». А я и ещё несколько женщин ушли и составили ансамбль, который стал петь русские народные песни и которому мы дали название «Тальяночка». Затем в нашем репертуаре появились песни советского периода и песни на стихи и музыку тамбовских поэтов и композиторов.
Моя первая песня «Сирень», на собственные стихи, появилась благодаря знакомству с композитором Львом Казанковым. На одном из поэтических вечеров, где мы читали стихи, поэты отметили музыкальность моих стихов и посоветовали познакомиться с Казанковым, писавшим замечательные песни.
Он не был профессиональным композитором. Преподавал математику и черчение в Кооперативном техникуме. Но в тоже время занимался песнями серьёзно. Когда мы позже показывали их профессионалам на серьёзных фестивалях, те оценивали песни очень высоко.
Несмотря на то, что Льву Леонидовичу тогда было уже за 60, мы подружились. Он был необыкновенно лёгким человеком, хорошо чувствовал стихи. Когда песня получалась, он звонил и говорил: «Маринка, беги». И я, сломя голову, бежала к нему в техникум. Уже с лестницы слышала звуки баяна, и всё таяло в сердце.
Лев Леонидович не только писал песни. Он какой-то период, который мы назвали безвременьем, когда мы были неприкаянными, остались без руководителя и без «Юбилейного», нас поддерживал, ходил на все концерты, писал песни, называл нас «мои девушки». Вот такой большой подарок выпал нам в жизни.
Мы поработали вместе всего четыре года до его безвременной кончины, но его воздействие на становление нашего ансамбля неоценимо. Казанков написал для нас очень много песен. Только на мои стихи - 70. Многие мы исполняли не только на Тамбовщине, но и во Владимирской, Липецкой, Рязанской, Московской и других областях. Все песни разноплановые: лирические, шуточные, цыганские, частушки. Всё написанное им до сих пор воспринимается публикой на «ура».
На пути к песням и «Тальяночке»
Стихи я начала писать с 1989 года, будучи уже взрослой. Моя приятельница собирала группу в Елец. И я поехала вместе с ней. Посещение святых мест, история города, и то, как люди берегут историю, произвело неизгладимое впечатление. В храме я увидела икону Матери Божией «Троеручица», которая у нас в доме была семейной иконой, потому что мои пращуры были священнослужителям. Мне хотелось увидеть эту старую намоленную икону, которой люди поклонялись столетиями. И я увидела, и встала, как вкопанная. Все чувства вылились в стихи. Тогда я и написала первое стихотворение.
Конечно, в школе, как и все дети, я писала стихи. Но папа сказал: Александр Сергеевич у нас один, и тебе не надо бумагу марать. Вот я всё и забросила. Почему папа так сказал? Потому что считал, что какое бы дело ты не начинал, важно, чтобы тебе за него не было неловко перед людьми.
Профессии у родителей не были творческими. Мама преподавала электротехнику в Котовском техникуме. Но в городе все знали, как она великолепно играла на аккордеоне и пела. По линии папы дед был гармонистом, а прадед сделал три скрипки и был регентом церковного хора. Пели у нас в семье всегда. Поэтому и я запела. Пела в детском саду, в школе, институте. Во всех организациях, где потом работала. И всегда это было хобби, художественная самодеятельность.
А диплом у меня инженера-механика. Пять лет преподавала в Тамбовском приборостроительном техникуме технические дисциплины. Но без пения не могла. Поэтому попала в «Розу ветров», а после организовала «Тальяночку». Когда мы пришли в «Знамя труда», то директор, Наталья Львова нас приняла как мать, дала нам место, родные стены. Не скрою, было тяжело.
Потому что ДК был свой коллектив «Тамбовский задор». Нам пришлось соперничать, немало приложить труда, показать, что мы тоже что-то можем. Так было положено начало. Здесь я была оформлена освобождённым руководителем ансамбля, и это стало моей профессией.
Путешествие по фотоальбому
Немало фотографий у «Тальяночки» от 2003 года. Он ознаменован для нас участием в передаче Заволокиных «Играй, гармонь». Настя, Захар и их мама Светлана Дмитриевна Заволокина приезжали в Тамбов, снимали по области много наших ансамблей. «Тальяночка» тоже попала в эту передачу с двумя номерами.
Гармонисты Игорь Калугин и Николай Ефимов играли вальс из фильма «Берегись автомобиля». Настя была потрясена. Она сама играет на гармошке и знает её возможности, это не баян. Наши ребята её покорили. Так же в передачу вошла моя и Льва Казанкова песня «Гармошка окаянная».
А ещё с этой передачей связана шуточная песня «Я галоши поищу, да к залётке припущу». Мы её записали со Львом Леонидовичем. И всё время исполняли в автобусе, когда ехали на съёмки. Она заводная шумная. И Светлана Дмитриевна очень тепло о ней отозвалась, всё время спрашивала: как же вы эту песню не показали? Но всё в одну передачу невозможно вместить. Зато эта песня с того случая является нашей визитной карточкой.
«Рождение нашего костюма»
Так озаглавлены страницы в альбоме за 2005 год. Когда Настя Заволокина отбирала в Тамбове участников передачи, то при просмотре многих снимала со сцены. Ей не нравился внешний вид, старые однотипные советские костюмы. Она говорила, что нельзя в этом выступать, надо перестраиваться, своё показывать. В самобытных костюмах были только Кравцовы.
И с того времени я занялась изучением костюмов Тамбовской губернии. Ходила в музеи, накупила книг, сидела по библиотекам. Я поставила цель составить свой настоящий тамбовский костюм. Всем коллективом мы учились шить. Собрали старинную одежду по сёлам. Теперь очень многое у нас есть: юбки, мужские старинные рубахи, андараки. Это тамбовская полосатая юбка красного цвета, похожа на литовский костюм. Считается, что это выходцы из Прибалтики, служивые люди шли на форпосты России охранять рубежи. А такие юбки носили их женщины.
Мы делали костюмы сами. К 2005 году у каждой в коллективе был свой костюм: у кого пичаевский, у кого рассказовский и так далее. Вышивали тоже сами. У Вали Кочергиной есть костюм ещё её бабушки. Платки и две потрясающие кофты села Столового - всё вышито руками. Старинные вещи не только очень красивы. У них сильнейшая энергетика. Мы, конечно, стараемся их не трепать и одеваем только когда едем на серьёзные мероприятия и фестивали. Для остальных выступлений есть точные копии народных костюмов.
Когда мы собрали много костюмов и крестьянской утвари, то ансамблем решили сделать мини-музей. Тогда не так было много народу, теперь 30 человек. Правда, вместе собраться сложно. Люди работают в разные смены. В основном, человек пятнадцать приходят. Нас спрашивают: экспонаты не мешают? Нет, это же такая энергетика. Есть даже колесо от телеги. Мы его обыгрываем на концертах.
У нас в комнате теперь музей – «Русская изба». Мы пригласили протоиерея Виктора Лисюнина. Он освятил нашу избу, вместе с нами пел, сказал добрые напутственные слова. И с тех пор мы собираем всё. Много прялок с донцами, детских люлек. Эта горка привезена из села Кривополянье со съёмок. Ей больше 100 лет. Её нам бабушка подарила. И эту ступу оттуда привезли.
Встречи, встречи, встречи
Наш ансамбль всеядный. Видите сколько фотографий с участия в фильме «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Если бы нам сказали: для участия в шоу идите и вставайте на коньки или лыжи, мы встали бы. Во время съёмок фильма Смирнова многие участвовали в массовке.
Мы пришли всем ансамблем, с детьми и внуками. У нас все молодцы. Было трудно, но интересно. На съёмках мы познакомились с актёрами Серебряковым, Шиловским, Мадяновым, Дарьей Екамасовой, которая играла главную роль, с Ниной Руслановой. Вон на стене висит огромная фотография, где мы с ней. Вместе сфотографировались и пообщались и с Юрием Шевчуком, замечательным поэтом и композитором. Интересно было увидеть съёмки изнутри и окунуться в ту атмосферу. У нас ведь есть и песни того времени.
Эти фото из Москвы, с посещения Кремля. Нас пригласили на празднование 20-летия передачи «Играй, гармонь». Там, казалось, вся Россия пела. Когда мы вышли усталые, было холодно, шёл снег, и сияли только звёзды Кремля. И тут подошли англичанки, их заинтересовали наши костюмы. Они начали их трогать и всё записывали на видео. Поняли, что это старинные вещи. Нам же стало так весело, что и про усталость забыли. Так что в 12 часов ночи мы на втором дыхании им запели и второй концерт дали.
А это наши первые пробы показа обрядов. Мы старались восстанавливать старинные обряды - «Свадебные», «Починки, «Бабьи каши». Искали материалы, ходили в музей, разговаривали в сёлах. С обрядами мы участвовали в конкурсах, которые проводит научно-методический центр.
На сцене «Тамбовконцерта» мы выступали в программе с Зоей Загумённовой по русским ведам. Зоя читала Велесову книгу, а мы пели русские песни и водили хороводы. С 2006 года мы стали очень часто выступать в обществе слепых с большими благотворительными программами. Областная картинная галерея - ещё одна наша концертная площадка.
Мы очень много ездим по области и стране. Это мы в Константинове, на родине Есенина. Здесь и пели, и стихи читали. На этой фотографии случай, когда мы запели настолько заводные песни, что москвичи бросили ставить палатку и всё пошли плясать, и только потом взялись за дело. Это фотографии из поездок на фестивали в Муром, Мичуринск, Санкт-Петербург, Мураново, Липецк.
Вот мы в Сасово на замечательном фестивале имени Аверкина. Три года подряд ездили, очень многое почерпнули. Там познакомились с Сергеем Захаровым, Виктором Темновым. Он даже играл на нашем баяне. Он в возрасте, поднимать концертный баян тяжело, а наш полегче. Попросил поиграть. Мы говорим: не просто дадим, мыть потом не будем, ведь такой человек играл. Ему мы спели его песню «Вальс фронтовых подруг». Ему очень понравилось. Это снимки с Иосифом Кобзоном.
На фольклорных и поэтических праздниках в Тарханах, куда ездили на протяжении многих лет, мы познакомились с Андреем Дементьевым.
В Тамбове часто выступаем у «Кристалла». Это мы там на Масленице. Очень дружим с объединением «Пигмент», даём там благотворительные концерты. Мне нравится, что наши женщины интересуются всем, что происходит в городе.
Когда приезжала Александра Стрельченко со своим учеником, мы сразу бросились слушать, смотреть и учиться. В «Тальяночке» воспринимают нормально, что постоянно нужно учиться русской песне. Мы же любители, нам всегда есть чему учиться, тем более у Стрельченко. Мы много известных людей видели, всегда общаемся, потому что у них черпаем всегда что-то новое. А это нам необходимо для дальнейших выступлений.
Читайте также: В Тамбове открылась выставка женского портрета