Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Добрый доктор Марина: Двадцать лет на службе ветеринарии

Общество
Фото: Фото из семейного архива Марины Адыловой

"Ну-ка, давай я тебя осмотрю», - нежно обращается к корове симментальской породы, попутно поглаживая ее по массивной шее, ветеринарный фельдшер Кирсановской районной станции по борьбе с болезнями животных Марина Адылова.
Буренка, до этого активно проявлявшая свое недовольство, почувствовав ласку, заметно присмирела и позволила провести все необходимые диагностические манипуляции, от которых зависел выбор схемы ее дальнейшего лечения.

Тонкости профессии

То, что к каждому животному свой подход нужен, Марина усвоила, еще учась в Кирсановском аграрно-промышленном колледже, а проверить этот тезис на практике ей довелось в СХПК «Дружба», куда она в 2001 году устроилась сразу после окончания учебного заведения.
Здесь в течение двух с лишним лет ее пациентами были более трехсот коров дойного стада породы «красная тамбовская». На первое место в «производственном конвейере» было поставлено получение высоких надоев, поэтому здоровью поголовья уделялось самое пристальное внимание.
Знания, полученные в колледже, а также ценные советы отца — ветфельдшера с внушительным стажем, конечно, пригодились Марине, но что-то на ферме все равно приходилось изучать «с нуля». В такие моменты помощь и поддержка главного ветеринарного врача сельхозпредприятия Владимира Булычева, по признанию Адыловой, были бесценны.
Свой путь в профессию, которая для нее, как и для ее родителей, стала поистине семейным делом, Марина начала еще в детстве, когда вместе с отцом ходила по «участку» и внимательно наблюдала, как тот лечит животных. Это позволило ей познать искусство ветеринарии, но и в тоже время избежать излишней романтизации профессии, зная ее весьма неприглядное закулисье.
«Безусловно, специалист должен обладать большим сердцем, трепетно относиться к животным, любить их, - перечисляет ценные для ветеринара качества личности Марина Адылова. - А еще я убеждена, что брезгливости в нашей профессии не место, ведь приходится сталкиваться с самыми разными проявлениями болезни, видеть животных на грани жизни и смерти».

Такие разные пациенты

За два десятилетия, что Марина Александровна работает ветфельдшером, ей приходилось иметь дело с самыми разными сельскохозяйственными и домашними животными, однако сердце ее давно и прочно завоевали коровы.
«Есть чуткие, добрые, отзывчивые на ласку, есть и своенравные, независимые. У каждой из них свой характер, под который нужно уметь подстраиваться. Своих постоянных пациентов я уже чувствую на интуитивном уровне», - говорит Адылова.
Эта способность наиболее полно проявилась у нее уже на Кирсановской районной станции по борьбе с болезнями животных, куда она устроилась в 2004 году после того, как СХПК «Дружба» прекратил свое существование. На протяжении шестнадцати лет от ее профессионализма и расторопности зависело здоровье сельхозпоголовья, содержащегося на личных подворьях жителей сел Калаис и Вячка.
Профилактические осмотры, лечение, вакцинация, диагностические исследования, в том числе и осмотр животных перед убоем — это лишь неполный перечень ее обязанностей.
«В начале двухтысячных на моем участке только КРС было более трехсот голов. Несмотря на это, я досконально знала каждое животное: как оно выглядит, его порядковый номер, характер, особенности поведения и развития. «Медицинские карты» с перенесенными болезнями и поставленными вакцинами тоже старалась всегда держать в голове», - рассказывает ветфельдшер.
Сейчас дойное стадо в этих населенных пунктах уменьшилось втрое. Старшему поколению в силу возраста стало трудно ухаживать за буренками, да и рентабельность уже не та, а у молодежи к животноводству с учетом трудозатрат душа не лежит. Свиней, коз и лошадей держат, но масштабы тоже заметно сократились, поэтому Марину Адылову перевели в Кирсанов.
С прошлого года прием она ведет непосредственно на ветстанции, но и своих подопечных из Калаиса, откуда родом, и соседней Вячки не забывает. Сельчане по старой памяти по-прежнему обращаются к ней, если кто-то из обитателей подворья вдруг занемог, и Марина помогает, ведь в округе она единственный ветеринар. И роды у «рогатых» примет, и уколы от пироплазмоза поставит, и корову от тимпании рубца вылечит, попутно дав рекомендации, как наладить ее кормление.

Опыт, знания, интуиция

В отличие от сельского участка, где среди пациентов Адыловой преобладали сельскохозяйственные животные, на ветстанцию в Кирсанове хозяева привозят в основном собак и кошек, причем в последнее время в основном породистых, с родословной. Если судить по количеству обращений, особенно популярны у горожан, преимущественно молодежи, собаки декоративных пород — шпицы, йорки, чихуахуа.
Прежде ветфельдшеру их лечить не доводилось, поэтому пришлось начинать с самых азов.
«Помогли коллеги, к ним всегда можно обратиться за советом, проконсультироваться. Так сложилось, что мы все здесь друг у друга каждый день чему-то да учимся в профессиональном плане. Про особенности пород, диагностики и лечения заболеваний у «декорашек» я также многое почерпнула из книг, Интернета», - признается Марина Александровна.
Она на самом деле любит учиться всему новому и не привыкла останавливаться на полпути. Достигнув в профессии по уровню знаний и опыту своего максимума, что, кстати, почти месяц назад ярко продемонстрировал региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший ветеринарный фельдшер», победителем которого она стала, Адылова решила получить высшее образование и сейчас учится на ветврача в Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова.
Знания, получаемые здесь, оказались очень кстати, ведь для ветеринарии, по словам Адыловой, особое значение имеет правильная диагностика и оценка симптомов заболевания. Например, даже повышение температуры, анализируя состояние четвероногого пациента в комплексе, можно интерпретировать по-разному.
К сожалению, на Кирсановской ветстанции нет ни аппарата УЗИ, ни рентген-установки, что значительно усложняет диагностику, анализ крови и мочи тоже не сделать, хотя своя лаборатория есть, но «заточена» она на определение инфекционных заболеваний, преимущественно сельскохозяйственных животных. Поэтому Адыловой, как и ее коллегам, осматривая домашних любимцев и собирая анамнез, зачастую приходится рассчитывать только на свои знания, опыт и профессиональное чутье, которое, стоит признать, еще никогда не подводило. А в сложных случаях, когда диагноз невозможно поставить без дополнительных исследований с помощью, например, ультразвуковой диагностики, вынуждены рекомендовать ветеринарные клиники областного центра, укомплектованные всем необходимым оборудованием.
«Коллектив ветстанции у нас небольшой, дружный, все сотрудники примерно одного возраста, но мы искренне рады, когда к нам, отучившись в Кирсановском аграрно-промышленном колледже, устраиваются молодые специалисты, - говорит Марина Адылова. - Правда, ненадолго. Кто-то считает работу с сельскохозяйственными животными слишком грязной, кого-то не устраивает зарплата. Молодежь стремится в Тамбов, в частные ветлечебницы, где их пациентами будут не коровы и козы с сельского подворья, а холеные собаки и кошки. Понять выбор начинающих ветеринаров можно, но принять его — далеко не всегда».
Марине Александровне это, в частности, сделать сложно, ведь практически вся ее многолетняя практика связана с мелким и крупным рогатым скотом, который нуждается в ветеринарной помощи ничуть не меньше домашних питомцев с родословной. А работать с ним, если уйдет «старая гвардия» ветеринаров, обслуживающая сейчас ЛПХ, окажется попросту некому, ведь в большинстве сельских муниципалитетов Тамбовщины в этой профессии сейчас отсутствует преемственность поколений, всячески поощряемая еще три-четыре десятилетия назад.

Дорогу осилит идущий

Возродить интерес к этой важной и нужной профессии в регионе стараются тематическими конкурсами профессионального мастерства, что проводит управление труда и занятости населения области совместно с региональными управлениями ветеринарии, образования и науки, и премированием их победителей.
Хотя, если верить данным, ежегодно озвучиваемым приемными комиссиями профильных учебных заведений, в дополнительной рекламе ветеринария не нуждается — специальность среди молодежи очень даже востребованная. И в Тамбовской области тоже. На ветеринарного фельдшера, например, уже много-много лет обучают в Кирсановском аграрно-промышленном колледже. Чтобы стать его студентом, нужно закончить 9 классов и иметь «приличный» аттестат, ведь поступают сюда на конкурсной основе. В среднем на одно место приходится по два человека.
Кстати, получить эту профессию в регионе можно было и столетие назад: в 1922 году в Тамбове как раз открылся зооветтехникум. В середине 30-х годов он был переведен в Кирсанов, а в конце семидесятых объединен с еще одним учебным заведением. В результате оптимизации техникум превратился в отделение ветеринарии, и в этом статусе существует до сих пор.
Как рассказала заведующая отделением ветеринарии Кирсановского аграрно-промышленного колледжа Татьяна Кухоренко, сегодня эту профессию в стенах колледжа получают почти 110 юношей и девушек. Ежегодно армия будущих ветфельдшеров пополняется на сорок человек: 25 из них будут обучаться очно и 15 - по очно-заочной форме. Ровно столько же ежегодно получают дипломы и начинают свой путь в профессию.
«Основную массу абитуриентов составляют, конечно, жители нашей области, но есть и те, кто приезжает учиться из Липецкой, Воронежской областей и даже из Москвы. В последнее время среди поступающих, учитывая востребованность профессии, стали все чаще встречаться люди, уже имеющие за плечами средне-специальное, а порой и высшее образование».
С тем, что начинающие ветфельдшеры ищут работу «попроще и почище», обходя стороной предприятия агропромышленного сектора, Татьяна Кухоренко в корне не согласна. В учебном заведении строго отслеживают куда и на какую должность был трудоустроен их выпускник. Примерно 40 процентов молодых специалистов пополняют штаты местных животноводческих и свиноводческих комплексов, то есть фактически работают именно с продуктивными животными. А когда получат необходимый опыт, нередко уходят на повышение на крупные отраслевые предприятия, расположенные в ЦФО.
«Раньше молодежь стремилась пройти все ступени обучения и в конечном итоге стать ветеринарным врачом, сейчас же эту мечту осуществляют лишь единицы», - на примере своих выпускников констатирует Татьяна Арнольдовна. - В начале двухтысячных у нас в этом плане была удивительная группа: студенты все до единого поступили в профильный вуз Воронежа. Такое уже вряд ли повторится».
Сюжеты: Знай наших
Авторы: