Юные воспитанники Гавриловской школы искусств торопятся занять свои места и побыстрее начать репетицию. Встречаться участникам ансамбля «Забава» удается раз в неделю, в лучшем случае — два, а с произведениями разных жанров, входящими в их репертуар, нужно работать подолгу и скрупулезно, ведь деревянные ложки — на самом деле не такой уж простой музыкальный инструмент, как может показаться поначалу. «Ну что, все готовы? - интересуется у ребят художественный руководитель коллектива, директор школы Маргарита Пустотина. Кто-то утвердительно кивает головой, кто-то — поднимает ложки вверх. - «Тогда начали!»
Первые шаги
Ансамбль, в состав которого сейчас входит двенадцать учащихся школы, был создан два года назад. Большинство задействованных в нем подростков обучаются игре на фортепиано, несколько осваивают гитару. Деревянные ложки для каждого из них — второй инструмент, уже ударный. И несмотря на «детский» возраст коллектива, как впрочем, и его основного состава, «Забава» уже успела засветиться на многих конкурсах, в том числе и международного масштаба.
Более того — войти в число призеров. Наиболее плодотворной в этом плане, по словам Маргариты Пустотиной, оказалась нынешняя весна. Ребята стали лауреатами II степени Международных дистанционных конкурсов искусств и творчества «Триумф» и «Волшебная феерия», а в международном конкурсе «Ветер перемен» заняли третье место. Помимо этого, номер, с которым гавриловские ложкари выступали на конкурсе музыкального исполнительства, проходившего в Москве, настолько понравился членам жюри, что те отметили участников «Забавы» специальным дипломом за лучшее исполнение произведений о Великой Отечественной войне. И это лишь малая толика наград, завоеванных за короткое время коллективом.
Конечно, получать награды и кубки не только почетно, но и приятно, но это лишь хорошее дополнение к той учебно-воспитательной функции, которую ансамбль выполняет в первую очередь.
«Создавая ансамбль в школе искусств, мы хотели как можно больше детей познакомить с этим удивительным старинным музыкальным инструментом, - рассказывает Маргарита Пустотина. - Рассчитывали выступать на различных массовых мероприятиях, проводить мастер-классы, выездные концерты. Всё это в дальнейшем осуществилось. Однако о том, что «Забава» будет не только участвовать, но и побеждать в международных конкурсах — даже не думали. Первый успех, признаться, окрылил, мы начали готовиться к конкурсам активнее. Но при этом ансамбль как был «для людей», для зрителей, так и остался».
Сегодня костяк коллектива — восемь мальчиков и четверо девочек. С первых дней в нем «прижились» Фёдор Олейниченко и Андрей Кузнецов, Максим Проскурин и Сергей Лукин, сестры Сусанна и Карина Мурадян. Продолжает выступать во всеми и Владислав Кузьмин, окончивший школу искусств в прошлом году. Без него, как и без Алексея Косенкова — выпускника 2021 года - разрушится гармоничная канва уже сложившихся номеров.
И Алексей, и Софья Разгильдяева — негласные солисты «Забавы». На них при выборе композиций для репертуара обычно опирается художественный руководитель, а для остальных участников ансамбля они пример того, «как нужно играть и чувствовать инструмент».
«Ребята талантливые, музыкальные, с хорошим слухом и чувством ритма, и что немаловажно - ответственные. Если какое-то движение не получается — и сами доведут его до автоматизма, и другим помогут, исправят ошибки», - характеризует своих воспитанников Маргарита Алексеевна.
«Солнышко», «лошадка», «качели»
Игра на деревянных ложках действительно требует большой собранности, трудолюбия, умения слышать и слушать других. Ребята убедились в этом уже на первых репетициях, изучая многообразие движений, которые доступны на этом музыкальном инструменте.
«Основных приемов игры — шестнадцать, у каждого свое название. Есть «солнышко», «тарелочки», «качели» и масса других, - вводит в курс дела Софья Разгильдяева. - Поначалу мы использовали самые простые, чередовали их, как того требовало музыкальное произведение, а когда научились хорошо управляться с ложками, а главное — играть на них синхронно, то довели количество используемых приемов практически до максимума».
Дополняя рассказ ученицы, Маргарита Пустотина попутно отмечает еще одну особенность — одни и те же комбинации, исполненные в медленном и быстром темпе, будут звучать и восприниматься по-разному.
Впервые юные ложкари вышли на большую сцену в феврале минувшего года. Их эмоциональное выступление в преддверии Дня защитника Отечества многие жители райцентра с теплотой вспоминают до сих пор, что уж говорить о самих участниках ансамбля... Тогда в их исполнении на сцене районного Дома культуры, построенного в 2019 году в селе Гавриловка 2-я в рамках реализации национального проекта «Культура», прозвучала «Русская народная мелодия» в современной обработке.
Кстати, хотя деревянные ложки - музыкальный инструмент исконно народный, исполнять на них можно произведения самых разных жанров и эпох. Сейчас в репертуаре участников «Забавы» есть номера не только народной, но и современной, и военной тематики. «Например, мы исполняем «Казаки в Берлине». Песня была написана в 1945 году за несколько дней до Дня Победы. Это и другие произведения военных лет мне особенно близки, их всегда исполняешь с особым чувством, так как мою семью, как и миллионы других по всей стране, Великая Отечественная не обошла стороной», - говорит Алексей Косенков.
Вообще, в умелых руках художественного руководителя ансамбля любое музыкальное произведение в процессе репетиций обрастает дополнительными деталями для лучшего восприятия публики, и «на выходе» получается действительно зрелищный и эмоциональный номер. Во многом способствуют этому и концертные костюмы, выбирающиеся с особой тщательностью. Военные композиции — а их в репертуаре несколько — ложкари неизменно исполняют в стилизованной военной форме, а народные — девочки в сарафанах и кокошниках, а мальчики — в брюках и рубашках с тематической вышивкой.
Через тернии к звездам
Чтобы разучить произведение «от» и «до», добиться максимальной синхронности и слаженности в движениях, участникам ансамбля зачастую требуется не меньше трех месяцев. Выбор мелодии — задача не из простых. Приходится учитывать много факторов, но решающим является все же ритмический рисунок, ведь именно под него впоследствии подбираются конкретные приемы игры на ложках.
Произведений для этого необычного музыкального инструмента на самом деле немного и несмотря на то, что Маргарите Пустотиной удалось достать один из таких сборников, она часто предпочитает сама «обрабатывать» мелодию, попутно привлекая к этой творческой работе и участников «Забавы». Ребята с радостью откликаются, а иногда — и сами предлагают для каждой музыкальной фразы варианты движений ложек. Педагог только «за» такие эксперименты.
На самом деле уровень исполнительского мастерства гавриловских ложкарей растет от репетиции к репетиции, от выступления к выступлению. Об этом красноречиво свидетельствуют и полученные ими в профильных конкурсах награды. Маргарита Пустотина, отмечая успехи ребят, с улыбкой вспоминает, как поначалу и ложки у них из рук во время исполнения выскакивали, и синхронности движений добиться было крайне сложно, и внешний вид, посадка были далеко не концертные. Сейчас все это в прошлом, хотя по-прежнему есть чему поучиться у титулованных исполнителей.
«Участники нашего коллектива теперь могут воспроизвести практически любой сложный ритмический рисунок, однако одновременно управлять тремя ложками пока не умеют, - констатирует художественный руководитель. - Ничего, все впереди!».
Чтобы приобрести этот навык как можно быстрее, параллельно расширив репертуар, нужно много и упорно репетировать, но юные музыканты очень стеснены во времени. Они прилежно учатся в общеобразовательной школе, посещают кружки по интересам.
«Возможно, в будущем мы создадим образовательную программу и будем набирать учащихся конкретно для обучения игре на деревянных ложках, пока же для наших воспитанников это дополнительный инструмент к основной образовательной программе», - делится планами директор Гавриловской школы искусств Маргарита Пустотина.
Видя, какой интерес проявляют мальчишки и девчонки к ложкам, хочется, чтобы намеченное воплотилось в жизнь...
Читайте также: Учительнице литературы из Тамбова исполнилось 100 лет