Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

О судьбе архива Сергея Рахманинова

Общество
Фото: Фото автора

На Тамбовщине имя композитора, пианиста, дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова священно. У Сергея Денисова хранятся уникальные материалы, связанные с именем музыканта мирового значения. Об их судьбе мы поговорили с известным тамбовским коллекционером.
— Сергей Николаевич, как у вас возникла мысль по поводу создания музея композитора, пианиста, дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова?
— Эта идея витала в воздухе ещё в конце 1940 годов. Первой по этому поводу высказалась Александра Херсонская, дальняя родственница выдающегося музыканта. Кстати, она первая начала собирать материалы, посвящённые Рахманинову. Но городские власти не отреагировали на её предложение. Нам остаётся догадываться, почему. Впоследствии свой архив она передала тамбовскому собирателю-самородку Николаю Алексеевичу Никифорову. Необходимо отдать должное этому подвижнику культуры, который приумножил наследие Александры Херсонской. Николай Алексеевич часто бывал в знаменитой Ивановке, опрашивал местных жителей, которые охотно делились своими воспоминаниями о композиторе и его семье, иногда он находил предметы, связанные с бытованием Сергея Васильевича в местах отдохновения и творчества.
Кроме того, он вёл обширную переписку с сестрой жены композитора Софьей Александровной Сатиной. Она была известным учёным-биологом, профессором ботаники и генетики, преподавала до 1921 года в Москве, затем работала научным сотрудником в ведущих институтах Германии и США. После смерти супругов Рахманиновых продолжала ведение дел по увековечению памяти великого русского музыканта и композитора, оставила подробные воспоминания о его жизни и деятельности. Состояла в переписке с издателями мемуарной литературы о Рахманинове, а также помогала в восстановлении музея-усадьбы композитора в Ивановке.
Подписи на обратной стороне фотографий, сделанные Софьей Сатиной
Никифорову она высылала фотографии, план усадьбы и другие предметы и вещи, которые составили основу коллекции собирателя. Необходимо понимать, контакты Софьи Александровны и Николая Алексеевича носили неофициальный характер. Иногда вещи от Сатиной передавались Никифорову через музыкантов, которые приезжали в нашу страну из США на гастроли. В те годы, задолго до создания музея в Ивановке, власти распорядились передавать артефакты, связанные с Рахманиновым, в московский музей имени М. И. Глинки.
Групповая фотография прислуги в имении Рахманинова
После ухода Николая Алексеевича я унаследовал его архив. Мне удалось его пополнить за счёт контактов с многочисленными родственниками композитора, проживавшими в Тамбове и Мичуринске.
— Сколько единиц хранения насчитывает на сегодняшний день ваш архив?
— Около трёх сотен различных экспонатов. Это письма, фотографии, причём многие из них подписаны Сатиной, книги, родословная и так далее. Многие документы до сегодняшнего дня нигде не публиковались. Архив интересен тем, что в нём прослеживается родословная композитора.
— Где, по вашему мнению, мог бы расположиться музей?
— Насколько мне известно, в Тамбове на сегодняшний день сохранилось три дома, где бывал великий композитор. Но этот вопрос требует отдельного изучения и проработки. Когда-то даже была издана книга Олега Казьмина «Рахманиновские места в Тамбове». Она помогла бы в решении этого вопроса.
— Знал ли о вашей коллекции директор музея в Ивановке Александр Иванович Ермаков?
— Конечно. Более того, в последнее время мы активно обсуждали с Александром Ивановичем судьбу рахманиновского архива. Но, увы, по известной всем причине не успели поставить точку в решении этого вопроса. Но сегодня я убеждён, музей нужно создавать именно в Тамбове. Он стал бы ещё одной важной вехой в туристическом маршруте по рахманиновским местам.
 
Сюжеты: Знай наших
Авторы: