Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

«Смотри, смотри, как горят краски!»

Общество
Фото:

Давно известно, поэзия, музыка живут во времени, скульптура и живопись — в пространстве. Когда рассматриваю работы Веры Николаевны Хворостовой, у меня создается впечатление, что художнику удалось синтезировать в живописных полотнах время и пространство. Но как?

В картинной галерее или на выставке, зритель любуется творениями художников в течение недолгого времени, как говорится, одномоментно. Но существуют живописные полотна, которые раскрываются постепенно, как бутон розы. Цветок красив всегда, но когда он медленно раскрывается, в нем мы замечаем движение, ощущаем дыхание самой жизни. У меня возникли схожие ассоциации, когда на протяжении всего дня рассматривал работы Веры Хворостовой. При утреннем свете, например, цветочный натюрморт «Физалисы на окне» кажутся почти безмятежными на фоне зимнего двора типовой пятиэтажки. Розовые пятна, словно от восходящего солнца, проступают на подоконнике и оконной раме. Вечером, напротив, доминируют насыщенные тона: физалисы «раскаляются» на сером фоне, в котором проступает синева, возникает ощущение, что засохшие продолговатые листья цветка слегка шуршат от легкого зимнего сквозняка… Иными словами, работы художника живут какой-то своей внутренней жизнью, постепенно раскрываясь, точнее, очаровывая зрителя новизной восприятия. От живописных работ Веры Хворостовой никогда не устаешь. Чем больше смотришь на них, тем большее они нравятся.
Секреты живописного мастерства ей передал замечательный тамбовский художник Николай Отнякин (1893-1966). С ним связана история первой детской художественной школы областного центра. Вера Хворостова сначала окончила, а затем многие годы проработала в стенах родного учебного заведения, но уже после получения диплома Московского государственного академического художественного института имени В. И.Сурикова при Российской академии художеств.
Кстати, Вера Хворостова в институте училась у выдающихся художников современности Алексея Грицая и Дмитрия Жилинского.
Алексей Михайлович – один из самых талантливых советских живописцев, он тонкий лирик, большинство его работ написано в минорной тональности, но именно элегические ноты подчеркивают трагедию, но и одновременно выражают подлинную красоту русской природы.
Дмитрий Дмитриевич принадлежит к поколению художников «сурового стиля», но стилистически стоит особняком, он новаторски переосмыслил традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения.
Но все же наибольшее влияние на становление Веры Хворостой оказал именно Николай Отнякин, непонятый и не признанный художник, мастерство которого сопоставимо с выдающимся мастером Артуром Владимировичем Фонвизиным. Кстати, эти художники стояли у истоков создания на Тамбовщине Ассоциации художников революционной России (АХРР). В Тамбове АХРР организована в 1925году.
Художник Евгений Ляпин, в свое время учившийся у Отнякина, вспоминает:
«Николай Александрович любил показывать свои работы ученикам. Как-то раз мы с Володей Тарасовым зашли к нему домой. Отнякин поставил перед нами несколько новых работ и пошел поужинать. День угасал, приближались сумерки... Вдруг в какой-то момент мы заметили, что картины стали преображаться: Володя воскликнул первым: "Смотри, смотри, как горят краски! " В чем было дело, я не могу понять до сих пор».
Также и работам Веры Хворостовой противопоказан вульгарный свет, её работы начинают дышать в сумерках.
Художник Николай Отнякин
Интересно, что отец художницы Николай Хворостов, который много лет трудился мастером в художественно фонде, дружил с Николаем Отнякиным. Живописец после пленэра часто заходил в гости к своему другу, чтобы отдохнуть, поговорить об искусстве. Безусловно, творческая среда и обаяние Николая Отнякина повлияли на выбор профессии Веры Хворостовой.
По мнению Николая Отнякина, подлинная культура не нуждается в насилии. Он относился к своим ученикам как к младшим коллегам и педагогическую деятельность строил не на принуждении, а на личном примере. "Слова учат, а примеры влекут", - любил повторять он и часто писал вместе с учениками как на этюдах, так и в классе.
Он любил показывать детям свои картины, делился с ними собственными маленькими открытиями. Иногда просмотр работ учителя затягивался на три-четыре часа. Единственное, чего неукоснительно требовал Отнякин от учеников, - это непрерывный труд. Он бывал очень недоволен, если ученик являлся к нему без работ.
Те же принципы исповедует и Хворостова.
«Я благодарен Вере Николаевне и другим моим учителям, которые дали мне понимание рисунка. Немаловажно, что они сумели создать в первой художественной школе, где я обучался живописному мастерству с тринадцати лет, удивительную творческую атмосферу и дух служения искусству», — делится художник Борис Ткачев.

Художник, бывший директор художественной школы №1 Юрий Новиков рассказал, что инициатором установки памятной доски Николаю Отнякину на фасаде школы выступила именно Вера Хворостова.

Философ Сергей Булгаков утверждал, что существует два вида сознания русской интеллигенции: героизм и подвижничество. Героическая душа «требует» за свой подвиг, какое-то выражение признания заслуг перед обществом. Подвижник уходит «на второй план ради общего дела», он не ищет и не ждет благодарности у народа, которому служит.

Вера Николаевна Хворостова никогда не входила в творческие союзы, не имеет наград и званий. Но это лишь подчеркивает её подвижническое отношение к живописи.

Поэтому ей не интересны конъюнктурные темы, претит художнику и желание подстроиться под вкус обывателя. Хворостова всегда решала чисто художественные задачи, когда ценность произведения определяется не внешними формами, а смысловыми подтекстами.

 

Читайте также:  Мастер света

Сюжеты: Знай наших
Авторы: