Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Преподаватель Пичаевской детской школы искусств Александр Клеймёнов удостоен областной премии имени Рахманинова

Общество
Фото: Фото предоставлено Пичаевской детской школой искусств

СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ
На родину в Пичаево Александр Клеймёнов после армии приехал ненадолго, только в отпуск, дождаться места продолжения службы. Всё складывалось так, что лучше не придумаешь: Москва, отдельное жильё.
По старой памяти зашёл в отдел культуры, рассказал о своей удаче. Заведующий отделом покивал, поулыбался и тут же попросил принять участие в отчётном концерте районной самодеятельности в Тамбове: шёл 1972 год, и в преддверии юбилея Октября все районы по очереди выступали на сцене областной филармонии. Конечно, Александр Сергеевич согласился. А когда-то ведь он учился играть только по слуху...
«Рядом с селом Осино-Гай есть, вернее, была деревня Павловка — вот оттуда я родом. Жили в послевоенное время бедно, но помню, что на работу шли с песней. Родители и дома пели — они это любили и умели. Старший брат рос музыкальным, ему даже купили гармонь — и как же я ему завидовал! Он мне едва-едва позволял к этой гармошке прикоснуться. А я хотел играть, как он», — вспоминает Александр Сергеевич.
Постепенно доступ к гармошке он всё-таки получил. Но хотел не просто играть по слуху, а стать музыкантом. Только как, если в музыкальное училище тех, кто не окончил музыкальную школу, не брали, а школы поблизости не было. Выход нашёлся — талантливого юного гармониста отправили на курсы гармонистов, которые в шестидесятые-семидесятые годы действовали при культпросветучилище. Несколько месяцев занятий — и он начал играть по нотам, причём достаточно сложные, пусть и популярные произведения. А главное — его зачислили на второй курс культпросветучилища.
Вскоре после окончания училища пошёл в армию, служил в Москве, в элитной части, которая принимала участие во всех парадах, встречах делегаций и т. д. Как и в любой части, там проводились смотры художественной самодеятельности. На такой смотр Александра и отправили вскоре после начала службы. Дали баян и поручение отстоять честь подразделения. Он выступил отлично, принёс успех своему подразделению и привлёк внимание дирижёра полкового оркестра. Его пригласили продолжить службу в оркестре. Александр поначалу отказывался, потому что никогда в оркестре не играл. Но дирижёр настоял — и уже через месяц Александр Клеймёнов играл в составе оркестра на Красной площади первый, но не единственный раз. «Бывало, по восемь-девять часов играли», — вспоминает он.
А перед демобилизацией ему предложили продолжить службу в составе оркестра. Москва, отдельное жильё — ну кто бы отказался. Вот и он согласился.
АККОМПАНИАТОР, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
«После выступления на концерте районной самодеятельности в Тамбове завотделом культуры долго со мной говорил и нашёл слова, какими убедил остаться на родине», — рассказывает Александр Сергеевич.
С тех пор прошло много лет, и он ни разу не пожалел, что «поддался на уговоры».
«У меня тут и успех, и достижения, и счастье своё здесь нашёл. Вряд ли в Москве всё так сложилось бы», — уверен Александр Сергеевич.
Первым местом работы стал районный Дом культуры, чуть ли не все номера самодеятельности шли под аккомпанемент его баяна. Кстати, вскоре здесь же, на репетициях самодеятельности, он и будущую жену встретил.
С музыкальными кадрами в Пичаеве было туговато: не хватало не только аккомпаниаторов в ДК, но и преподавателя в музыкальную школу по классу баяна тоже никак найти не могли. Александр Сергеевич, когда ему предложили поработать ещё и в школе, колебался, ведь преподавать — это не выступать на сцене и не артистам аккомпанировать, но его уговорили. Его работу оценивали ведущие тамбовские баянисты, например, Огурцов. Все сходились во мнении, что всё получается отлично. А через несколько лет преподавания его назначили директором, и на этой должности Александр Сергеевич Клеймёнов проработал сорок четыре года. Оставив руководящую должность, он не расстался с преподаванием и музыкой и продолжает учить детей игре на баяне. Да и как расстаться, если в детстве, мечтая стать музыкантом, воображал себя как раз учителем музыки.
ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ КАК СИМФОНИЯ
«Иногда преподаватели музыкальных школ жалуются, что сейчас практически нет отсева при наборе — кто пришёл, того и взяли. А мне кажется, это не так уж и плохо, потому что так ребёнок получает возможность соприкоснуться с музыкой, с которой иначе, возможно, не познакомится никогда. Даже если ученик просто послушает, как играет педагог, это уже будет полезно для развития его личности. Занятия музыкой требуют настойчивости, упорства и развивают эти качества в ребёнке. Одна моя ученица, которая окончила музыкальную школу, но пошла в медицинский вуз, как-то сказала, что если бы не занятия музыкой, которые выработали у неё упорство и усидчивость, она бы в медицинском учиться, возможно, не смогла бы», — говорит Александр Сергеевич.
Он давно заметил, что среди учеников музыкальной школы никто никогда не попадал на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, и это не только потому, что музыкой занимаются «хорошие детки», но и потому, что сами по себе занятия музыкой отвлекают и увлекают. И даже затягивают. Недавно ученик, который прозанимался три года по общеразвивающей программе, вместо того чтобы радостно выпорхнуть на свободу по окончании обучения, попросил позволить учиться дальше.
«Почувствовал интерес, ну и славы вкусил немного: ездил отдыхать в лагерь, взял баян, и его исполнение пользовалось популярностью, — рассказывает Александр Сергеевич. — Занятия музыкой как симфония. Если неподготовленный человек слушает её первый раз, он не поймёт и не почувствует ничего, но послушает раз, другой, третий — и начинает выделять главные партии, понимать, «о чём» эта музыка. Так и в обучении — поначалу только трудно, а потом приходит радость успеха».
ВДОХНОВИТЬ УЧЕНИКА
Показать ученику красоту музыки и инструмента, вдохновить его на учёбу — одна из важнейших задач педагога. Несколько лет назад в музыкальную школу пришли родители с мальчиком записываться в первый класс. Александр Сергеевич, как полагается, сыграл несколько пьес, и мальчик вздохнул: «Я никогда не буду так хорошо играть». Александр Сергеевич ответил: «Будешь играть даже лучше!» Родители рассказывали, что мальчик потом твёрдо повторил, как обещание дал: «Буду играть лучше». Сейчас Антон Кожаринов — лауреат многих областных, всероссийских и международных конкурсов, и наверняка у него большое исполнительское будущее.
Иметь такого ученика приятно и почётно, но и трудно, ведь педагог должен уметь не просто объяснить, как играть то или иное трудное место в произведении, но и показать, как это делается, а значит, постоянно поддерживать своё исполнительское мастерство. Александр Сергеевич это понимает, играет регулярно, но не только потому, что надо, но и потому, что хочется.
ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ У БАЯНА
Александр Сергеевич Клеймёнов считает баян сложным и интересным инструментом. Без баяна невозможно представить ни один оркестр народных инструментов, обычно в оркестре три-четыре баяниста, этот инструмент часто исполняет главную партию. На баяне можно сыграть всё: и фуги, и токкаты Баха звучат на баяне столь же мощно и проникновенно, как на органе.
Да, не стоит лукавить, разница всё же есть, и, пожалуй, она в том, что орган можно уподобить звучанию вселенной и вечности, а баян — той части вечности, которой является человеческая жизнь. Баян в руках Александра Клеймёнова звучит то глубоко и полно, то жизнерадостно и весело, и это гармоничное разнообразие звучания отражает, наверное, всю его судьбу, которую баян и определил.
 
Сюжеты: Знай наших
Авторы: