«Вы, наверное, не помните, был такой фотоаппарат «Юность», фотографии с плёнок, мы с отцом много им фотографировали. А ещё у нас был «ФЭД-2» и «ФЭД-5», классика своего рода», — Ольга Валентиновна Чечина — человек настолько взрослый, что помнит плёночные фотоаппараты и когда-то даже вместе с отцом печатала фотографии с плёнок.
Правда, в «её время» плёнки уже отдавали проявлять, так что на самом деле она гораздо моложе, чем хочет казаться в этом разговоре. Не в плёнках и фотографиях тут дело, а в отношении к жизни.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Фотография, с которой она не расстаётся до сих пор, — одна из частей этой жизни. Теперь у Ольги Валентиновны хорошая современная камера, и она надеется, что «отец смотрит с неба и радуется», когда она снимает природу, родные пейзажи … и деревья, что они с отцом сажали по берегам Битюга...
Любовь к природе, увлечение фотографией — это, можно сказать, наследственное, как и профессия, да и не только она. Отец Ольги Валентиновны был учителем биологии в той же Ленинской школе, в которой она работает сейчас, только название у неё чуть другое — Ленинский филиал Новопокровской школы. Ещё отец неплохо рисовал, его брат и вовсе был художником, другие родственники тоже имели художественные способности. Ольга рисовала с детства. Отец, видя её способности, занимался с нею, но когда она захотела стать художником, воспротивился — нужна более практическая профессия. Она окончила Державинский университет и стала биологом генетиком, как значится в дипломе. Жаль, в полном смысле генетикой заниматься не пришлось, но с учениками знаменитые опыты про изменчивость фасоли проводила не раз. А вообще ей ближе ботаника. Должно быть, потому, что живописнее.
Исследователь, учитель и художник смотрят на мир по-разному, но все познают его красоту, только разными путями. Учитель же ещё должен показать, почти как художник, разнообразные проявления этой красоты ученикам и передать хоть немного своего художнического умения смотреть внимательным взглядом и просто человеческого таланта видеть красоту. У Ольги Чечиной получается смотреть на окружающее именно так.
Она в основном пишет пейзажи — реальные, родные, а ещё такие, которые можно назвать фантастическими, а лучше мечтательными. Пишет с натуры и по фотографиям, работает маслом и акрилом — и просто не может провести ни дня, чтобы не постоять за мольбертом. Это больше, чем привычка — это потребность в художественном осмыслении мира и впечатлений жизни.
Учитель многим представляется строгим и правильным, настолько, что просто скучно, ну а художник — полная противоположность. Ольга Валентиновна считает, что это просто штампы. Когда-то ей очень хотелось быть строгой-строгой учительницей, но сейчас отношения с учениками у неё многообразнее, интереснее и в них много личного. Пожалуй, в школе, где класс из пятнадцати человек считается большим, это почти неизбежно, но всё-таки дело не в количестве учеников, а в учителе. Нужно, чтобы он так стремился провести с учениками лабораторную работу, что охотно ехал в соседнее село со своим микроскопом, а то и полноразмерным скелетом.
СОВА И ОРЛ
Рабочий день у учителя почти никогда не заканчивается со звонком с последнего урока, но кому-то это в тягость, а кто-то принимает это с лёгкостью и удовольствием.
«В соцсетях у меня есть группы с каждым классом, мы общаемся постоянно», — говорит Ольга Валентиновна.
Общение нередко переходит в реал, и она почти не удивилась, когда несколько недель назад поздним вечером к ней явились девятиклассники с раненым голубем. Ну а куда с ним идти, в самом деле, как не к учителю биологии, которая сама недавно подобрала на трассе сбитую сову и у которой живёт Орл — так теперь зовут подобранного орла со сломанным крылом. Из-за него она не смогла принять на постой голубя, но рассказала, что и как с ним делать, как кормить. Если всё пойдёт хорошо, то через несколько дней птицу можно будет отпустить обратно в природу, как ту сову.
«Она сидела на дороге на разделительной полосе, все мимо ехали, и никто не остановился», — Ольга не может понять такого безразличия: «Видно ведь — не кирпич там лежит, а сидит сова».
«Было жарко, мы её поить стали, она пила — а только потом я узнала, что при черепно-мозговой травме сову поить нельзя. Но, к счастью, на ней это не сказалось», — вспоминает Ольга.
Ну а «сказалось», что она не пожалела времени и сил, чтобы консультироваться у специалистов ветеринаров, покупать лекарства и выхаживать птицу. Ученики в курсе всех этих событий, и Ольга даже побуждает их к этому, помещая, к примеру, в соцсети видео с только что срезанными грибами, спросит у ребят, что это за грибы — мол, беритесь за определители. При этом она точно держит баланс, никаких вольностей не допускает, а одиннадцатиклассников называет на «вы».
«Им это очень нравится, но в то же время они спрашивают: «А когда мы станем взрослыми, мы с вами будем на «ты» разговаривать?» — улыбается Ольга Валентиновна.
Как будет с общением на «ты», покажет время, да и важна не форма обращения, а качество отношений. В том, что живые, заинтересованные и дружеские отношения между учителем и учениками возможны, убеждает пример биологического кружка — там, если и не «ты» общаются, но в полном смысле слова по-дружески. Ольге Валентиновне нравится, когда ребята чем-то по-настоящему увлечены (лучше всего, конечно, биологией), и она помогает увлечению крепнуть: один ученик решил, что будет сдавать ЕГЭ по биологии, а для подготовки ему требовался не только учебник, но и материалы, которые есть только в Тамбове, и Ольга не сочла за труд привести нужное. Другому юному биологу этим летом она пару богомолов поймала...
ЧИСТАЯ ВОДА
Это не педагогические «приёмчики», а продолжение собственного интереса и отношения к жизни; ей очень близко и понятно состояние, которое можно назвать увлечённостью, ведь она сама не просто увлечённый, но в хорошем смысле авантюрный человек. Ну, кому может прийти в голову вырастить ... лотос. Ей пришло. Семена купила, росток вырастила, вот только не учла всех тонкостей посадки в естественную среду. Но от намерения не отказывается, следующим летом непременно повторит опыт и верит, что в Битюге всё-таки зацветёт лотос.
С рекой Битюг у неё особые отношения с детства — отец сорок лет боролся за сохранение экологического баланса реки, статьи писал, деревья по берегам высаживал.
«В этом году на Битюге случился замор рыбы, и мы с учениками участвовали в расследовании этого происшествия, других учителей привлекли», — рассказывает Ольга.
Внимание, которое активисты, в том числе и Ольга с учениками, привлекли к происшествию, способствовало выделению средств на очистку реки. Это хороший результат, но жаль, что и он не решает проблему варварского отношения к природе, которая лежит в основе случившегося.
«У меня есть камера для подводной съёмки, гидрокостюм, и я видела, как выглядит Битюг «изнутри» — вода абсолютно прозрачная, заросли водорослей. Признаюсь, я их срываю иногда, чтобы ученикам показать. Так вот, нет никаких сомнений, что если бы реку оставили в покое, то она бы самовосстановилась за несколько лет», — с горечью замечает Ольга.
ШАШКА ВМЕСТО АНАЛЬГИНА
…Лотосы растут только в чистой воде. Как и купавницы. Может, зная об этом, отец когда-то попросил её прибавить к одному из пейзажей, изображавшему берёзовую рощу на берегу Битюга, купавницу. В композицию она не слишком-то вписалась, да реальности это не соответствовало, но Ольга просьбу отца уважила. А как купавница выглядит, узнала совсем недавно, когда наконец-то повстречала её в природе. Такие переклички во времени нельзя не заметить, они придают жизни многомерность и уверенность, что за этим прекрасным миром есть другой, ещё более прекрасный…
Некоторое время назад у неё начала побаливать спина. Первое средство в таких случаях — подходящая физическая нагрузка. Но на фитнес нужно ездить в райцентр, бегать или делать какие-то упражнения скучно, если честно... Ольга подумала, подумала, в очередной раз всмотрелась в родословную, в которой не только художники, но и казаки, — и купила шашку. Как сейчас она понимает, немного промахнулась с размером и весом: надо было тренировочную саблю покупать, а она выбрала палаш. Он оказался тяжеловат, но всё равно она время от времени включает обучающие ролики на ютубе и учится фланкировать — если у казачек получается, то почему она не сумеет?
Ученики в курсе всех её увлечений — в деревне скрыть что-то невозможно — и, конечно, смотрят на учительницу с восхищением. Но все ли могут её понять? К сожалению, как замечает Ольга, всё больше учеников, которым всё безразлично. Причины уже давно не надо искать, все на поверхности: навязывание потребительского образа жизни, единообразия вкусов и мыслей, низкого уровня запросов. Грустно, когда на уроках изобразительного искусства (Ольга ведёт ещё и изо), получив задание нарисовать любимого героя мультфильма, младшеклассник рисует квадратное нечто — любимым героем оказывается Губка Боб Квадратные штаны... Бороться, разубеждать и доказывать, что всё должно быть по-другому, — не самый результативный способ. Ольга не усердствует в словесном переубеждении, она просто не скрывает, к примеру, что слушает «Металлику», а не песенки-однодневки. А главное — не скрывает, как интересно ей всё, чем она занимается, как многообразны могут быть интересы человека и как много они дают способов понимания жизни, а вместе с ними способов участия в ней.
Читайте также: В плеяде «Молодых профессионалов»