Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Школьница из Пичаевского района создала уменьшенную копию барского дома усадьбы «Тарханы»

Общество
Фото: Фото из личного архива Татьяны Никулиной

Отличный подарок ко дню рождения сделала себе третьеклассница Пичаевской средней школы Анастасия Никулина, одержав победу в региональной выставке-конкурсе начального технического конструирования и моделирования. Дебют выдался удачным, несмотря на то что профильное объединение, действующее в Детско-юношеском центре Пичаевского района с 2018 года, она посещает всего второй год. На сегодняшний день в нём оттачивают навыки работы с бумагой и создают из неё объёмные модели, попутно развивая фантазию, девять младшеклассников, подавляющее большинство из которых — мальчики.
ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Девочек в кружке всего трое, но они вполне могут составить им достойную конкуренцию, что и продемонстрировал областной конкурс. Анастасия представила на него макет барского дома, расположенного в лермонтовском Музее-заповеднике «Тарханы».
«Недавно мы посещали его с экскурсией, когда были в Пензенской области. Мне там очень понравилось: природа, архитектура, сама атмосфера, — рассказывает школьница. — И когда узнала о выставке, то сразу решила, что буду участвовать в ней и с какой конкретно работой».
Девочку в её желании поддержала мама. Макет барского дома она делала под её руководством, ведь Татьяна Анатольевна уже несколько лет возглавляет тематическое объединение «Конструирование из бумаги» в Детско-юношеском центре, знакомя детей с этим необычным материалом.
Вот и Анастасии раньше приходилось делать из бумаги только небольшие объёмные работы, лучше других ей удавались модели автомобилей. Макет же, отправленный на конкурс, оказался самым крупным в личном портфолио. На создание уменьшенной, и что важно — точной копии усадьбы — ушло почти полтора месяца. Размеры впечатляют — 40 сантиметров в длину, тридцать в ширину и примерно двадцать в высоту.
«Понятно, что при таких габаритах, конструкция должна быть прежде всего устойчивой, — поясняет Татьяна Никулина. — По этой причине в качестве основного материала выбрали не бумагу, хотя в макете она, конечно, использовалась, а пенополистирол, проще говоря, потолочную плитку».
Прежде чем стать частью барской усадьбы, с ней произошло немало метаморфоз.
Хотя изменения, запланированные юной мастерицей, всё-таки вторичны. А первым делом она нашла в Интернете серию фотографий, где главный дом музейного комплекса снят крупно и со всех ракурсов. Затем его размеры были пропорционально уменьшены, и началась кропотливая работа с «квадратами», которые следовало разметить, вырезать из них детали будущего здания, аккуратно соединить их с помощью клеевого пистолета и покрасить. Из всех этапов, отмечает Настя, склеивание оказалось самым трудоёмким и ... травматичным. Необходимо было добиться максимальной ровности фундамента, стен, крыши и попутно умело обращаться с горячим пистолетом, который так и норовил «пройтись» вместо пенополистирола по пальцам.
НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ
Окна в доме, как впрочем, и двери, соорудили из бумаги, пришлось дополнительно повозиться с лестницами и балконами — их вырезали и клеили пошагово. А из чего Настя смастерила решётки, украшающие балкон и крылечки, так сразу и не догадаешься. Но стоит рассмотреть макет повнимательнее, и ответ напрашивается сам собой.
«Это ватные палочки, порезали их, потом приклеили», — поясняет порядок выполнения третьеклассница.
А Татьяна Анатольевна дополняет:
«Ювелирная на самом деле работа. Малейший перекос на пару-тройку миллиметров сразу же бросался в глаза, как и нарушение размеров, поэтому приходилось тут же устранять ошибки».
Чтобы копию барского дома было практически не отличить от оригинала, третьеклассница даже «посадила» рядом с ним дуб, найдя во время прогулки по райцентру подходящую по очертаниям ветку дерева.
Весь макет от начала и до конца Настя конструировала непосредственно в учебном классе на занятиях. Он оказался объёмным — домой, чтобы что-то доделать, не понесёшь, поэтому приходилось использовать каждую свободную минутку, помимо тех, что были установлены учебной программой.
«Мы с ребятами посещаем творческое объединение дважды в неделю. С таким графиком я бы, наверное, не успела завершить работу к сроку».
Между тем Настя, несмотря на юный возраст, уже опытный конкурсант. Ей нравится делать поделки, причём не только в общеобразовательной школе или воскресной при Свято-Троицком храме села Пичаево, которую посещает с большим удовольствием, но и на досуге, используя самые разные материалы, чтобы реализовать свои идеи и фантазию. С ними она пока в основном участвует в конкурсах на местном уровне. Но замахнувшись на региональный, не прогадала. И окрылённая победой уже наметила для себя, чем удивит в дальнейшем. Идей у школьницы на самом деле много, но она не спешит рассказывать о них, ведь настоящее творчество, как и счастье, что оно дарит, любит тишину.
Призовое место Никулиной на региональной выставке-конкурсе послужило стимулом и других воспитанников объединения посмотреть на бумагу по-новому и поработать с ней, раскрыв иные грани своего таланта. А в том, что тот действительно присутствует у каждого, сомнений нет, стоит лишь побывать на занятиях, что проводятся для пичаевцев, учащихся мыслить креативно, в Детско-юношеском центре.
Сюжеты: Репортажи
Авторы: