Хотя День железнодорожника по традиции отмечается в первое воскресенье августа, но воскресений, как таковых, у машинистов не бывает. Здесь работа идёт по определенному графику. А работа у Виктора Голофеева особо ответственная — обкатка тепловозов, выходящих из тепловозосборочного цеха после ремонта, когда локомотиву устраивается своеобразный экзамен. На рабочей дистанции в 45 километров тепловоз тестируется в различных скоростных режимах, проходя проверку всех узлов и систем, и начинает, таким образом, свою новую жизнь. А вся жизнь машиниста Виктора Голофеева и членов его бригады связана с этой дорогой, конца у которой нет. Потому что бывших машинистов не бывает.
Удачное невезение
Кто в детстве не мечтал о дороге? Особенно, когда тревожат по ночам гудки поездов, что хорошо были слышны из окна. Правда, Виктору чаще снилась дорога в облака. Он представлял себя за штурвалом самолёта, а впереди неслась навстречу взлетная полоса, за которой в небе манили к себе легкие белые облака.
Когда в небе раздавался гул мотора, он поднимал голову и, как зачарованный, смотрел в высоту, где кувыркался, выполняя фигуру высшего пилотажа, красно-белый самолетик из местного аэроклуба. С этой мечтой отправился Виктор после окончания школы в училище гражданской авиации, но, к сожалению, не прошёл по конкурсу. Не повезло. А теперь, по мнению Виктора Владимировича, возможно, это случилось как раз к счастью, — очень даже повезло тогда с этим невезением. Причем, повезло в самом прямом смысле.
В семье железнодорожников не было. Мама трудилась на Мичуринском консервном заводе, отец был столяром и плотником. Но Мичуринск, все-таки, очень железнодорожный город, здесь крупнейшая в регионе сортировочная железнодорожная станция и крупнейший локомотиво-ремонтный завод. И, конечно, среди приятелей были и железнодорожники. Один из которых предложил:
«Не горюй, быть машинистом не хуже, чем летчиком — и скорость чувствуешь, и острых ощущений хватает! Попробуй, не пожалеешь».
Виктор долго не раздумывал и поступил на курсы помощников машиниста, а через десять месяцев обучения отправился в свой первый рейс и увидел железную дорогу во всей красе не из окна вагона, а через лобовое стекло тепловоза из кабины машиниста. И понял сразу и навсегда — никогда не пожалеет о выбранном пути.
Тепловоз с характером
На железной дороге одних знаний мало, важны практика и опыт. И чтобы поступить на курсы машинистов, претендент должен не меньше полутора лет отъездить помощником. Но время пролетело быстро, и вскоре молодой машинист уже водил грузовые составы на дальние расстояния. Впрочем, на вопрос о романтике больших дорог Виктор Голофеев отвечает прагматично:
«Честно говоря, когда ведешь поезд, о романтике задумываться некогда, особенно начинающему машинисту. Ты все время находишься в напряжении: следишь за работой узлов тепловоза, следишь за дорогой. А она хоть и железная, но зависит от рельефа местности, где есть уклоны и подъемы, повороты разного радиуса, требующие разного скоростного режима, ловишь дальние огни светофоров. И хотя в кабине машиниста есть специальное устройство, дублирующее эти огни, он все равно, в первую очередь, полагается на свои глаза и на своё внимание к каждой мелочи на дороге, будь то даже снег зимой или дождь летом. Может это звучит банально, но ты обязательно должен ощущать ответственность за безопасность вверенного тебе состава, ведь у тебя за спиной десятки вагонов с тысячами тонн груза».
А романтика… Куда же без нее? Но она приходит потом, и красивые пейзажи могут даже сниться после рейса. Остаются лишь сожаления, что не успел ими полюбоваться. Такая вот работа, без которой ты уже не представляешь свою жизнь.
Но жизнь тоже имеет свои повороты. И, отъездив больше десяти лет на дальних магистралях, Виктор Голофеев вот уже 39 лет обкатывает тепловозы, выходящие после ремонта изтепловозосборочного цеха Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем». За долгие годы безупречной работы заслужил звание Ветерана труда и по праву возглавляет бригаду заводских машинистов, состоящую из десяти человек. Это опытные профессионалы первого и второго классов, за плечами которых немалая практика работы на магистральных линиях. И хотя каждый машинист отвечает за свой тестируемый в данный момент тепловоз, все они — дружная команда, работающая на общезаводской результат. Как ни крути, но это лицо завода. Но к своему высокому профессиональному статусу Виктор Владимирович относится весьма сдержанно:
«Я считаю высшими профессионалами тех, кто водит пассажирские составы. Вроде тот же тепловоз, и состав весом полегче, но зато ощущаешь особую ответственность за жизни сотен людей. Это чувство трудно передать, но это откладывает определенный отпечаток».
— Вы все время водили тепловозы, а не хотелось пересесть на электровоз?
— Нет, хотя это, наверное, субъективное ощущение. Но тепловоз мне кажется «теплее». Ты привыкаешь к шуму работающего дизеля, который, как голос человека, у каждой машины свой. В отличие от электровоза, тепловоз не берет электроэнергию из контактной сети, а сам её вырабатывает своим генератором, подавая ток на электродвигатели, несущие его вперёд. И двух одинаковых тепловозов не бывает. У каждого свои особенности, свой характер, если хотите. Локомотивы как люди, и относиться к ним надо соответственно. Ты привыкаешь к нему, узнаешь его привычки и, учитывая их, выстраиваешь режим работы на дороге. И, конечно, сожалеешь, когда приходится с ним расставаться. У машинистов-обкатчиков эти расставания частые, но, находясь где нибудь в пути, обычно всегда узнаешь опробованные тобой тепловозы, встречаешь их, как старых друзей. И становится приятно на душе от того, что тепловоз работает и в этом есть доля твоего труда и часть твоей души.
— А не тянет снова отправиться на дальние магистрали, водить большие составы?
— Конечно, тянет порой, когда хочется увидеть незнакомые места, попробовать свои силы на незнакомом подъёме, на повороте с непривычным радиусом, но у каждого своя работа. Но иногда, под стук колес в голове рождаются рифмованные строчки. Правда, записать их в пути — нет времени, а потом они, к сожалению, исчезают из памяти…
Стальные пути счастья
Но все же, работа — всего лишь часть жизни, включая семейную. У известной группы «Shosking Blue» есть шутливая песенка (6+) с почти дословным русским переводом: «За машиниста замуж ты не выходи, с ним тебе не будет доброго пути. Будет от тебя он в рейсы уезжать, и не будет времени тебя поцеловать…». Однако Виктор Владимирович с такой интерпретацией своей профессии абсолютно не согласен:
«Когда мы познакомились с Ольгой, моей будущей супругой, она знала, что, связав свою жизнь с машинистом, ей придётся жить в особом графике. Но она всё прекрасно понимала, и это главное. Все здесь зависит от отношения друг к другу. И тогда ни время, ни расстояния не смогут повлиять на чувства. Так что, мне и здесь повезло».
Сын Виктора Владимировича тоже хотел пойти по пути отца, но жизненные обстоятельства сложились по-другому. Но, тем не менее, День железнодорожника у Голофеевых считается семейным праздником, и в редких случаях, когда у главы семьи он совпадает с выходным, отмечают его вместе.
И все же это — непередаваемое ощущение, когда на тебя бегут рельсы, и ты как будто летишь навстречу открывающемуся пространству. Оказывается, у машинистов тоже есть крылья. И они несут по жизни сквозь зиму и лето, осенние дожди и весеннее цветение лугов, что бегут назад по обе стороны насыпи со стальными рельсами, уходящими за горизонт. Та дорога, у которой не бывает конца…