Роман Румянцев — пчеловод в четвертом поколении. Его прадед, Фёдор Королев, успешно водил пчёл и имел большую пасеку, с лихвой обеспечивая ароматным мёдом не только свою семью, но и односельчан. Семейное дело, находившееся в Мучкапском округе, переходило из поколения в поколение. Сейчас Роман ведет его на пару с мамой, Зинаидой Алексеевной, для которой он стал надежной опорой и партнёром по бизнесу.
По наследству
Пять лет проучившись в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете на инженера автомобильного транспорта и, немного поработав по специальности, он вместе с супругой вернулся на малую родину.
«Города-миллионники — не для меня. Это муравейники, все куда то спешат, там шумно и некомфортно. Природа, чистый воздух, красивые пейзажи стали решающими: вернулся на малую родину, в Мучкапский, и не жалею», — объясняет свой выбор молодой человек.
Прежде чем всерьез заняться пасекой — а планы были и есть масштабные — он подробно изучал отечественный и зарубежный опыт пчеловодства, много читал профильной литературы и общался с единомышленниками, в том числе родным дядей, который с юности тоже увлечён пчёлами. Бизнес-план, как с нуля создать крепкое хозяйство, возник у Романа давно, и в дальнейшем был скорректирован с учётом жизненных обстоятельств. А после «пчелиных университетов» в 2022 году подоспел и грант по программе «Агростартап», который помог укрепить материально-техническую базу КФХ.
У Зинаиды Алексеевны до сих пор в памяти свежи детские воспоминания, как отец, Алексей Николаевич, возил их, маленьких детей, на место пасеки своего отца, что располагалась в деревне Добринка. Тот пропал без вести на Великой Отечественной войне. Дедушка по линии матери, Фёдор Васильевич, завёл пчёл, вернувшись с войны инвалидом. Пасека, родо-начальником которой он был, сохранилась, став в трудные времена кормилицей для большой и дружной семьи. Пчеловодами были и его родные братья Иван и Пётр.
Принято считать, что пчеловодство — это мужское хобби. Но Зинаида Алексеевна своей активной деятельностью ломает этот стереотип. Для нее пчеловодство — не просто отдушина, а без преувеличения дело всей жизни, которое досталось ей в наследство от супруга.
«Он скоропостижно умер в конце июня 2014 года, в самый разгар сезона. Друзья-пчеловоды тогда очень поддержали меня, помогли вывезти ульи, откачать мёд, — вспоминает женщина. — Я не смогла продать пчелосемьи, хотя на первых порах такие мысли были. Во-первых, в память о муже, во-вторых, я с детства много времени проводила на пасеке, и уже не представляла себя без пчел».
На средства господдержки
Постепенно жизнь вошла в свою колею. Зинаида Алексеевна задумалась над тем, как усовершенствовать семейное дело. И найдя поддержку в лице сына и родни, подала заявку на грант «Агростартап». Его она получила на год раньше Романа. В общей сложности Румянцевым в качестве мер господдержки выделили более 3,5 миллиона рублей. Добавив свои сбережения, что предусматривалось федеральной программой, они приобрели оборудование для пасеки, в том числе кремовалку для изготовления крем-меда, тем самым расширив ассортимент продукции, автомобиль «Газель» и прицеп к нему, линию по откачке мёда, современную воскотопку, пчелосемьи. Теперь на их пасеке в поселке Мучкапский (здесь же, кстати, в свое время располагалась и родительская пасека) находится 120 пчелосемей. Благодаря гранту их число увеличилось более чем в три раза. Чтобы справиться с возросшими объемами производства, Румянцевы, дополнительно взяв кредит в Фонде поддержки предпринимательства Тамбовской области, построили цех по откачке мёда и укомплектовали его необходимым оборудованием. Его доставили аж из Алтайского края.
«Конечно, можно было приобрести и подешевле, и поближе, но мы решили вновь довериться компании, которая сделала себе имя на собственном пчеловодческом оборудовании, — объясняет Роман. — Покупали у неё и раньше и всегда оставались довольны качеством».
Линию по откачке мёда запустят уже в этом году. Благодаря прочным знаниям и навыкам, полученным в своё время в вузе, Роман сам смонтировал её и выполнил пуско-наладочные работы. Зинаида Алексеевна рассчитывала протестировать оборудование на липовом медё, но его объёмы из-за холодной погоды и продолжительных дождей оказались столь невелики, что при¬шлось отказаться от этой идеи.
Зато должны порадовать подсолнечник и гречиха, луговое разнотравье, которое по праву яв-ляется визитной карточкой мучкапских пчеловодов, чьи пасеки находятся в степной зоне неподалеку от Саратовской области. Здесь обильно цветет сурепка, чабрец, расторопша, иван-чай и другие медоносы. Чтобы пчелосемьи могли оперативно сменить свое место жительства, ориентируясь на конкретный медонос, Румянцевы на средства гранта приобрели Газель. С ней они стали более манёвренны и мобильны, хотя и раньше выезжали с кочевыми пасеками, только на легковушке.
Ради высокой продуктивности
«С каждой пчелосемьи планируется получать примерно по 40 килограммов мёда, значит со всех, что имеются у нас, будет около пяти тонн, — ведёт подсчет Зинаида Румянцева. — Как будет на самом деле, пока трудно сказать. Липа вот подвела, хотя цвела очень обильно. Со своей стороны мы сделали все, что могли для активного медосбора».
Пчеловодство, конечно, сезонный бизнес. Но даже в тот момент, когда пчёлы находятся на зимовке, в хозяйстве дел хватает и они не менее значимы, чем в сезон мёда. Мать и сын не привыкли откладывать работу на завтра, да и с пчелосемьями так не получится, иначе бизнес уйдет в минус. Перетапливают воск, проводят ревизию рамок и других приспособлений, что активно используются на пасеке. Роман сам делает рамки. К тому же зимой у него появляется время для усовершенствования оборудования и технологических цепочек. Некоторые процессы, что из года в год выполнялись вручную, были им автоматизированы.
Сами хозяйства тоже модернизируются. Поиск наиболее продуктивных пчёл ведется постоянно. Зинаида Румянцева отмечает, что из тестируемых пород карпатская, карника, среднерусская, бакфаст, лучше других показала себя именно карникапешец.
«Она высокопродуктивная, миролюбивая, устойчивая к различным заболеваниям. Представительницы среднерусской породы, наоборот, отличаются злобным нравом. Их лучше не трогать лишний раз, а приходится… », — подчеркивает потомственный пчеловод.
Пчелиная история
Кажется, о жизни пчёл она знает если не всё, то очень многое, но ей по-прежнему интересно за ними наблюдать, анализировать семейный уклад, сохраняющийся столетиями.
«Пчёлы продуктивны, трудолюбивы, чётко соблюдают иерархию. Пожалуй, людям многому можно поучиться у них», — рассуждает женщина.
Любовь и уважительное отношение к пчёлам, хотя они ко всем относятся ровно и не выделяют своих хозяев, она пронесла через всю жизнь и передала сыну, а тот, в свою очередь передаёт своему. Кирюша — пока младший дошкольник, но уже знает, откуда берется мёд, хотя, как и все дети, боится укусов перепончатокрылых.
С годами Румянцева научилась распознавать мёд по аромату, этот навык появился с опытом. Многие его разновидности она может определить даже с закрытыми глазами. Если в сорте преобладает какой то один цветонос, то сделать это просто, если они присутствуют в равной степени, — сложнее, но тоже вполне реально. Нектары гречихи или подсолнечника, например, имеют очень своеобразный аромат, который не спутаешь ни с чем.
Пять лет назад Румянцевы в одночасье лишились практически всех пчелосемей в результате недобросовестного применения агрохимикатов одним из сельхозпредприятий. Объединившись с земляками, у которых также была зафиксирована массовая гибель пчёл, Румянцевы обратились в суд и добились компенсации. Все средства пошли на восстановления пасеки. Примерно в тот же период возникла идея создать муниципальный пчеловодческий кооператив, который позволил бы существенно расширить ассортимент продукции и найти действительно выгодные в финансовом плане каналы реализации мёда. Поговорили, наметили план действий, а когда ситуация нормализовалась, как водится, отложили на потом. Зинаида Алексеевна и Роман прекрасно видят все преимущества кооператива, но осознают, что один в поле не воин, и потому пока стараются активно развивать свои хозяйства за счёт новых направлений деятельности, например, разведения пчелосемей, апитерапии и создания полезных пищевых добавок на основе биологически активных продуктов пчеловодства — прополиса, пыльцы, перги и маточного молочка.