Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Здравствуй, Бигги! Жительница Ржаксы коллекционирует и реставрирует советских кукол

Общество
Фото: архив Ангелины Воробьевой

Есть выражение: «Первый ребенок — последняя кукла». Как следует наигравшись в куклы, пеленая их, одевая в распашонки и чепчики, обшивая и обвязывая пупсов, можно хотя бы отчасти подготовиться к возне с будущим ребенком. У Ангелины Воробьевой все примерно так и получилось: когда родился первый ребенок, то проблеем связать пинетки или сшить чепчик у нее не было — на куклах натренировалась.

Ангелина Воробьева
Фото: архив Ангелины Воробьевой

Не простая, а «гэдээровская»!

«Куклятница я в детстве была невероятная, с куклами лет до тринадцати играла: шила на них, вязала», — вспоминает Ангелина.

Куклы были разные, но некоторые — особенные. Одна вообще редко попадала к девочке в руки, потому что, как особо красивая и ценная (она «умела ходить») преимущественно сидела на шкафу. Играть с куклой разрешали очень редко, и можно даже сочинить из этого модную «детскую травму», но Ангелина вспоминает о маминой бережливости с признательностью, потому что именно благодаря такому отношению, кукла сохранилась.

Но наиболее ценной была, пожалуй, другая кукла, «залюбленная и заигранная», — так сама Ангелина говорит о ней. Девочки семидесятых-восьмидесятых годов могут подтвердить: «гэдээровская кукла» была чем-то сродни французским духам или чехословацкой (хотя бы!) обуви. Были такие куклы не у всех. Ангелине ее привез старший брат, проходивший службу в ГДР.

Та самая кукла Бигги
Фото: архив Ангелины Воробьевой

История, теория и практика

И вот эту самую куклу по имени Бигги она нашла много лет спустя, когда во время ремонта лет восемь назад начала разбирать старые вещи.

«Стало мне так грустно, когда ее нашла. Решила, отмою, приведу в порядок», — вспоминает Ангелина решение, принятое над ворохом вещей и воспоминаний.

А они словно того и ждали — не успела Ангелина навести красоту на первую найденную куклу, обнаружилась и вторая... а потом муж, который совсем недавно удивлялся, мол, что это ты с куклой над кучей старья застыла, и сам притащил целую сумку игрушек из дома свекрови.

«Там много интересного нашлось, например, игрушки Загорской фабрики, это в Московской области, в Сергиевой Посаде», — рассказывает Ангелина.

За несколько лет она стала неплохо разбираться в истории игрушечного производства. А узнавать и изучать тут есть что. К примеру, та же Загорская фабрика ведет родословную еще с дореволюционных времен, с 1891 года, и продолжается эта история до сих пор: сейчас предприятие является официальным производителем матрешек и кукол в народных костюмах.

Фото: архив Ангелины Воробьевой

Но эта же самая история так и норовит оставить отпечаток на всем, чего коснется,  и куклы, игрушки не исключение. Мало какой кукле удается дожить до наших дней без ущерба, зачастую весьма значительного, для внешности и «здоровья». Ангелина принимает это как данность и только просит всех, кто нашел старую игрушку и хочет передать ее реставратору или коллекционеру, ничего самостоятельно не делать, даже не мыть, потому что современные моющие средства часто очень агрессивны, и могут смыть с куклы остатки ее «истинного лица», да и много еще можно напортить , если не знать, как браться за дело.

Ловкость рук — и красота возвращается

«Всякие куклы попадались: собранные на резинках — с разболтавшимися, как веревки, резинками, дисковые — с поломанными дисками. Что за резинки и диски? Куклы собираются разными способами: ручки-ножки-голова могут прикрепляться к торсу и двигаться посредством либо резинок, либо дисков», — поясняет Ангелина.

А еще были куклы с одним глазом, облезлыми волосами, потерянными ресницами... И все они, попав в руки к Ангелине, обретали заново утраченную было красоту. Ну а ей для этого пришлось многому научиться. Например... паять.

«Двоюродная сестра передала дисковую куклу с совершенно испорченными дисками. Их восстанавливают, наращивая пластик паяльником. Так что пришлось научиться  пользоваться», — говорит Ангелина.

Этот же инструмент приходит на помощь и в ремонте одного из самых распространенных повреждений — треснувших и провалившихся кукольных пяток.

Повозиться приходится с ремонтом глазного механизма. Металлические части обычно бывают заржавлены, их чистят специальным раствором. Ну а глазки и ресницы самых разных фасонов и выражений можно купить — остается только аккуратно собрать все заново. Если кукла не «моргучая», но глаза у нее не нарисованные, то для их замены требуется немалая ловкость рук и аккуратность, а для того, чтобы заново нарисовать стершиеся глазки, нужно быть немного художником...Бывает, требуется не просто глаз или комплект ресниц, а, к примеру, рука или нога. Это ни купить, ни сделать невозможно, только искать подходящую «деталь», а то и просить помощи  у коллег по увлечению. К примеру, ногу для одной из кукол пришлось искать три года, пока не помогли коллекционеры из Красноярска.

Фото: архив Ангелины Воробьевой

Для куклы важным элементом образа является и прическа.  Иногда волосы достаточно просто помыть, расчесать и восстановить, если были, кудри, и тут зачастую достаточно горячей воды и кондиционера, а бывает, требуется полная «пересадка волос». Парички для кукол можно  самостоятельно делать, и купить готовые, если времени нет.

«А если волосы сделаны прядками, то очень часто внутри кукольной головы можно найти изрядный запас и за счет его нарастить утраченную шевелюру. Правда, процесс очень мелкий, кропотливый, но я усидчивая», — улыбается Ангелина.
Фото: архив Ангелины Воробьевой

Вернуть имя

Узнав о ее увлечении, знакомые и знакомые знакомых стали нести к ней сохранившиеся игрушки, и так было положено начало коллекционированию. Сейчас среди ее любимых и наиболее дорогих сердцу экземпляров — паричковая кукла, изготовленая на фабрике Сибигрушка.

«Узнать кукол с Сибигрушки семидесятых-восьмидесятых годов можно по ярким модным «стрелкам» на глазах, все куклы очень хорошенькие», — рассказывает Ангелина.

Восстановление кукол включает в себя и создание гардероба. Если повезет встретить куклу в «родном» наряде, то его обычно из-за ветхости приходится оставлять как образец и шить по нему новый костюм. Образец может выручить и, если у куклы вообще нет «приданого»: ее надо идентифицировать, а потом одеть по образцу.

«Всегда стараюсь установить имя куклы, ведь каждую разрабатывал художник и каждая получала свое имя», — замечает Ангелина.

Коллекция Ангелины постепенно переросла домашние размеры — кукол уже более ста, да и хранить такое богатство только для себя ей не захотелось. Сейчас коллекция выставлена в одном из помещений архивного отдела, где работает Ангелина, и пользуется популярностью у маленьких и взрослых посетителей. Ангелина поначалу сомневалась, интересно ли кому-то, кроме нее самой, такое необычное собрание. Оказалось, старинные куклы современным детям интересны  хоть они и играют совсем в другие игрушки. Ну а взрослые всегда с умилением и радостью узнают на выставке «своих» Кать, Нин или Марианн. Выставка стала одним из пунктов ржаксинских туристических маршрутов.

«Недавно приезжала группа из Тамбова, руководитель группы был мужчина, поначалу он хранил серьезность, а к концу просто расчувствовался», — делится впечатлениями Ангелина.
Фото: архив Ангелины Воробьевой

Есть у нее в коллекции и куклы-тамбовчанки, ведь в Тамбове также действовала фабрика игрушек, где делали и кукол. Интересно, что сохранилась первоначальная одежда, вообще куклы как из магазина, цел даже ярлычок упаковщицы. Эти раритеты хранились у бывшей работницы фабрики. Видно, когда-то хотела подарить их детям или младшим родственникам, но планы изменились, а куклы прожили долгую жизнь где-то в дальнем углу шкафа. Для коллекционера такая находка — большая радость. А вот если попробовать взглянуть с точки зрения куклы, то... Да, они сохранились так, будто только что с конвейера, но была ли у них в самом деле, хоть кукольная, жизнь. Не больше ли повезло грязным, с разболтавшимися руками, но некогда любимым, тем, которые помогали детям постигать жизнь.

Кукла Полина с тамбовской фабрики
Фото: архив Ангелины Воробьевой
Авторы: