Николай Андреевич Тартышин из Умета в годы Великой Отечественной войны воевал в составе штурмового авиационного полка. Совершил 26 боевых вылетов, попадал в плен. Его семья бережно хранит воспоминания о своем героическом отце и деде. Они по крупицам восстановили его славный боевой путь. В День Победы публикуем историю летчика, рассказанную его сыновьями.
Родился Николай Андреевич 16 мая 1923 в селе Ивановка Умётского района Тамбовской области в семье работников сельского хозяйства. После школы поступил учиться в Кирсановское педагогическое училище.
С 16 декабря 1940 года выбыл в Тамбовский аэроклуб на учебу. С июня 1941 года — курсант Тамбовской Военно-авиационной школы пилотов. В феврале 1944 года окончил школу пилотов: ему присвоили офицерское звание младшего лейтенанта и откомандировали в распоряжение командира части генерал-майора авиации Толбукина. Тартышин Николай Андреевич прибыл в 945‑й штурмовой авиационный полк (ШАП) в марте 1944 года.
За время пребывания на фронте Николай Андреевич совершил 26 боевых вылетов. Боевым вылетом считается каждый полет, связанный со встречей с воздушным противником или полет, протекающий в зоне зенитного огня противника или над боевыми вражескими порядками.
Младший лейтенант Тартышин принимал самое активное участие в боевых действиях, стремительных штурмах войск противника, разведке. Становился опытным, зрелым бойцом, настоящим штурмовиком.
На самолете ИЛ‑2, прозванном фронтовиками «летающим танком», младший лейтенант Тартышин участвовал в крупнейших операциях Великой Отечественной войны — Варка, Дуцка-Воля над восточным берегом р. Западный Буг, крупным железнодорожным узлом Люблин — важным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути на Варшаву.
Согласно наградному листу от 31 августа 1944 года «тов. Тартышин Н. А. своей смелостью и находчивостью систематически атаковал огневые точки зенитной артиллерии противника, создавая возможность группе летчиков успешно выполнять боевое задание».
За успешные десять боевых вылетов, уничтоженную живую силу и технику противника, проявленную при этом доблесть и геройство, удостоин награждения орденом «Красное Знамя». Он также награжден орденами «Отечественной войны» 1‑й и 2‑й степени, медалью за «Освобождение Варшавы», многими другими медалями и памятными знаками.
Внушителен и боевой счет Николая Тартышина: он уничтожил 3 танка, 1 батарею зенитных орудий, склад горючего, пять автомашин, 20 солдат и офицеров противника, поджег эшелон в составе 40 вагонов, уничтожил переправу через реку Пилица. За период участия в боевой работе на 1‑м Белорусском фронте в составе группы им уничтожено 25 автомашин, 6 танков, 2 батареи зенитной артиллерии.
14 и 15 октября 1944 года 945‑й штурмовой авиационный полк активно атаковал противника. В первый день полк совершил 12 боевых полетов. Под прикрытием истребителей, наносили удары по танкам, автомашинам, артиллерийско-минометным позициям и пехоте противника в районе польских поселков Покшивница, Помоцня и Пискорня Мала.
Противник вел интенсивный огонь по штурмовикам из района Покшивницы. Самолет № 14 Николая Тартышина был подбит. Пилот перетянул линию фронта и произвел вынужденную посадку на фюзеляж у поселка Гладчин. Летчик сдал самолет под охрану наземным войскам. А сам вместе с воздушным стрелком Смирновым В. С., захватив парашюты и самолетные часы, вечером прибыл на свой аэродром.
15 октября 945-й ШАП совершил восемь боевых вылетов.
Полет, в котором участвовал Тартышин, был тяжелым: противник вел интенсивный зенитный огонь, особенно из леса западнее Помоцни. В районе цели группу три раза атаковал истребитель противника ФВ‑190. В результате сильного противодействия противника прямым попаданием сбит самолет № 19 Николая Тартышина. Экипажи видели, как у самолета отбило крыло и он с креном врезался в землю. При ударе о землю самолет взорвался. При падении один из членов экипажа был выброшен из кабины самолета и, раскрыв парашют, приземлился на восточной окраине п. Покшивница.
Командир 6‑го корпуса в прочих сведениях о работе летчиков докладывает, что 15 октября 1944 года штурмовики выполняли боевую работу в сильно насыщенном зенитной артиллерией районе и большом противодействии истребительной авиации противника, только одна из групп Ил‑2 была атакована двадцатью самолетами ФВ‑190.
С боевого задания в этот день не вернулось пять экипажей, в том числе и Николай Тартышин. Он попал в плен в районе Покшивницы в лесу западнее поселка Пискорня в районе Варшавы.
Николай Андреевич рассказывал, что его привезли в лагерь в польской Нове-Място, потом — в пересыльный лагерь города Лодзь, а после — в лагерь Лукенвальд, что 35 км восточнее Берлина. В последствии, немцы собрали наших летчиков и перегнали в город Людвигсфельд 18 км южнее Берлина.
22 апреля 1945 года Николай Андреевич был освобожден нашими войсками. В немецких концлагерях он пробыл 6 месяцев и 8 дней. После освобождения пришел в Бернау, оттуда был отправлен на проверку в Алкино (под Уфу), после 4‑х месячной проверки в сентябре 1945 года был демобилизован.
После войны Николай Тартышин работал в колхозе «Дружба» Умётского района Тамбовской области. Последние годы жил в Тамбове, умер 3 октября 2006 года, похоронен на кладбище Тамбова.
«Мы гордимся своим отцом и дедом, помним и рассказываем молодому поколению о подвигах участников боев, настоящей любви к своей Родине», — говорят сыновья и внуки Николая.
Владимир Тартышин