За последние 20 лет с дорог постепенно исчезали привычные «Москвичи» и «Волги». Их сменяли новые и не очень иномарки. «Дедушкины» машины сначала стали неактуальными, потом старомодными. Старички перекочевали на дачи, гаражи или свалки. Встретить их на улицах стало практически невозможно. Разве что летом, когда какой-нибудь дедушка выгоняет свою устаревшую красавицу, чтобы доехать на дачу или рынок.
Однако, за последний год на тамбовских дорогах стали появляться вполне себе бодрые на вид «Москвичи», «Волги» и «Запорожцы», за рулем которых сидят совсем не пенсионеры, а молодые мужчины и женщины. Это члены клуба «Сделано в СССР», который объединил людей, влюбленных в советский автопром. Мы встретились с молодыми людьми и узнали, почему «Москвич» лучше иномарки, много ли времени и денег отнимает такое хобби, и, конечно, где у ретромашин душа.
«Живые» машины
«Современные машины все на компьютерах, они мертвые. Сломалась она, надо в сервис вести. А эти — живые»,
— рассказывает член клуба, владелец «Волги» Андрей Огнев.
Сейчас в «Сделано в СССР» около пятидесяти машин. «Москвичи», «Волги», «Запоржцы»… Все куплены и восстановлены на личные средства участников. Ремонтируют их чаще своими руками. Сервисы старые авто стараются на ремонт не брать — много не заработаешь, да и с деталями, особенно оригинальными, – проблема.
«Детали с каждым годом найти все сложнее. Есть фирмы, которые занимаются поставками оригинала, но этого недостаточно. Мы стараемся находить владельцев старых машин и искать детали у них. Можно, конечно, использовать «новодел» (современные запчасти — прим.ред.), но большинство так не делает. Мы стараемся, чтобы каждый автомобиль был полностью оригинальным»,
— рассказывает организатор клуба Илья Родионов.
Оригинальности каждый добивается по-своему. Кто-то скрупулезно восстанавливает заводской вид авто, кто-то старается машину стилизовать: под автомобиль советской госавтоинспекции или такси, например.
При этом единого «стандарта» в клубе нет. Каждый выбирает машину под себя. Кто-то просто хотел советскую классику и искал авто в хорошем состоянии, а кто-то специально ищет «убитый» экземпляр, чтобы потом вернуть его к дорожно-выставочной жизни.
«Я хотел, чтобы она была красивая»
О «Волге» 21-й модели Андрей Огнев мечтал с детства. Его сосед дядя Коля ездил как раз на такой. Мальчишкой Андрей постоянно ждал, когда сосед откроет гараж и сразу бежал туда. Дядя Коля рылся под капотом, а маленький Андрей лазил по салону.
«Однажды я ехал, и проезжала машина. Я же всегда хотел «Волгу». И вот она проезжает, и я все: загорелся. Как только появились деньги, купил себе первую «Волгу». Но машина попала в аварию»,
— рассказывает Андрей.
Вторую свою «Волгу» мужчина купил более шести лет назад. Голубая машина с белой крышей привлекает внимание всех, кто ее видит. У нее даже имя есть — Мальвина.
«У Мальвины голубые волосы, белый бант и красные губы, — объясняет Андрей выбор цветов для «Волги», — я хотел, чтобы вот эта подставка под оленем (фигурка на капоте — прим.ред.) была красная, как губки, но пришла белая».
Свой ГАЗ-21 Андрей восстанавливает шесть лет, и работа еще не завершена. Жена сначала очень ревновала. Поэтому он решил своих «женщин» подружить.
«Я машину восстановил, проверил. Звоню жене. У тебя шляпка, говорю, есть? Шляпочка нужна, прям надо. И надень голубой сарафанчик. «Что, на «Мальвине приедешь?», — сразу догадалась. Говорю, да. Она процесс только по фото видела. Я подъезжаю, она вокруг обошла, оценила. Повез жену по городу. Она в смущении была: мы едем, а все смотрят. Я ей говорю: «Вот если бы у тебя сейчас была шляпка и шарфик — был бы фурор». И она купила шляпку»,
— рассказывает Андрей.
«Мне его стало очень жалко»
ЗАЗ-968-М появился в семье Худяковых весной 1990 года, а летом родилась Светлана. «Запорожец» был с девушкой всю ее жизнь. Поэтому, когда в начале 2000-х семья решила его продать она настояла, чтобы любимая машина осталась с ней.
«В 19 лет я получила права. «Запорожец» был в плохом состоянии, он подвергся большому ремонту. Я помогала, хотя совсем не разбиралась»,
— рассказывает Светлана.
Любовь к машинам у нее с детства. Ее первым словом была именно «масика», да и играла маленькая Светлана не с куклами, а машинками брата.
«Это нельзя объяснить. Это либо есть внутри, либо — нет. Обычному человеку после современного авто это покажется мучением, но мы находим в этом определенное удовольствие. Это целая эпоха, это душа»,
— рассказывает девушка.
Десять лет назад Светлана купила ГАЗ-21. Это была мечта:
«Лет в 15 увидела во дворе автомобиль и поняла, что у меня будет такой. Долго восстанавливала, была в плохом состоянии. В ней отремонтировано все. От той машины, что купила, остался кузов бампера и щиток приборов».
Семья к увлечению Светланы относится скептически, а друзья поддерживают. В окружении девушки много таких же увлеченных людей. А вот на улице реагируют по-разному: кто-то восхищается, а кто-то интересуется, не стыдно ли ездить на «чермете».
«Пусть отец занимается «Волгой», а я возьму свою и сделаю под себя»
Александр и Андрей Позднышевы любят все делать своими руками. Год назад Александр купил себе «Волгу» и теперь занимается ее восстановлением.
«Купил потому что эту машину можно починить самому. Современные машины – это компьютеры, их починить очень тяжело»,
— говорит мужчина.
Супруга сначала плохо относилась к увлечению, но после рассказовского фестиваля поменяла мнение.
«Она не думала, что в стране так много увлеченных людей. Она думала я единственный, кто собирает старье»,
— говорит Александр.
А вот сын Андрей увлечение отца разделяет:
«Мы оба сумасшедшие и повернутые на машинах. Я с детства в отцовском гараже крутился. Смотрел как отец ковыряется, сам пытался. Подрос, набрался навыка и теперь сам».
Посмотрев на отца и его «Волгу» Андрей решил, что ему тоже нужен ретроавтомобиль, который можно сделать по себя. Стал искать машину, выбор пал на «Москвич» 1988 года, который продавали по цене чермета: авто было без двигателя.
«Думаю, неспроста подвернулся этот экземпляр. Без мотора и т.д. Надо было спасать. Она по цвету на «Волгу похожа и номера похожи. Я думаю, это судьба»,
— рассказывает Андрей.
Мотор для «Москвича» уже нашли, машина на ходу. Теперь Андрей займется его внешним видом.
На вопрос «Почему не иномарка?», парень просто отвечает «Они скучные».
«Хочется своими руками добиться какого-то результата»
У Александра Тамахина шестидесятилетний ГАЗ-69. Машину мужчина купил в плачевном состоянии и восстанавливал три года: пересобирал, переваривал… В результате получится индивидуальный автомобиль. На нем Александр катается по бездорожью и участвует в выставках.
«Руки есть, умения есть. Мне интереснее самому сделать. Хочется своими руками добиться какого-то результата. Я технический человек, с детства. После работы надо как-то отдыхать»,
— объясняет Александр.
«Я исключение из правил этих извращенцев»
Тамбовчанин Михаил Суханов не разделяет желание многих владельцев ретроавто покупать и ставить оригинальные детали. Зачем ставить то, что сломается, считает мужчина.
«Эти музейные экспонаты – они практически не ездят. Я не такой, мне надо отпилить, сделать удобство»,
— говорит Михаил.
На нашу встречу он приехал на «Оке»-кабриолете.
«Зная мою тягу к железу, родственники прикололись и подарили мне «Оку». Сначала я ее просто восстановил и довел до заводского состояния. Покатался на ней немного и поставил в дальний угол. А потом пришла мысль переоборудовать ее»,
— рассказывает мужчина.
От оригинальной машины практически ничего не осталось. У автомобиля снята крыша и переоборудовано все, что только можно.
«Дизайн придумал сам, нарисовал в голове и оттуда лепил в металле. Цвет желтый, чтобы ее видно было. Соседи выкинули пианино, из него я сделал панель. Так как машина маленькая, и зеркало заднего вида у нее маленькое, я поставил самые большое, которое смог найти. А это бородатый смайлик (показывает на капот) – это я. Это моя не единственная машина-извращение. Еще две – копейка-кабриолет и прогулочная «Нива»,
— поясняет Михаил.
Как и все члены клуба мужчина интересуется тем, как ретроавтомобили поживают в других регионах.
«Во многих городах существуют эти старенькие автомобили. В этих городах сняли налоги с этих машин. Хотелось бы и у нас такой инициативы. Эти машины маломощные. Они сохраняются за наш счет и реставрируются. Если нам такую поблажку сделают, это такой бальзам на душу»,
— размышляет Михаил.
Сохранить для потомков
Несмотря на разные подходы к содержанию и ремонту цель у энтузиастов одна — сохранить уникальные авто для потомков. Клуб постоянно устраивает выставки и автопробеги, участвует в городских мероприятиях.
«Всем очень нравится. Когда был День молодежи, я думал у меня петли на машине раскалятся, какой был спрос на «посидеть в машине». Мы будет работать и в старых форматах, и искать новые. Эти машины должны видеть люди, должны понимать насколько они уникальны»,
— говорит Илья Родионов.