Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

«В них есть душа». Почему тамбовчане сменили иномарки на советские авто

Общество
Фото: Павел Васильев

За последние 20 лет с дорог постепенно исчезали привычные «Москвичи» и «Волги». Их сменяли новые и не очень иномарки. «Дедушкины» машины сначала стали неактуальными, потом старомодными. Старички перекочевали на дачи, гаражи или свалки. Встретить их на улицах стало практически невозможно. Разве что летом, когда какой-нибудь дедушка выгоняет свою устаревшую красавицу, чтобы доехать на дачу или рынок.

Фото: Павел Васильев

Однако, за последний год на тамбовских дорогах стали появляться вполне себе бодрые на вид «Москвичи», «Волги» и «Запорожцы», за рулем которых сидят совсем не пенсионеры, а молодые мужчины и женщины. Это члены клуба «Сделано в СССР», который объединил людей, влюбленных в советский автопром. Мы встретились с молодыми людьми и узнали, почему «Москвич» лучше иномарки, много ли времени и денег отнимает такое хобби, и, конечно, где у ретромашин душа.

Фото: Павел Васильев

«Живые» машины

«Современные машины все на компьютерах, они мертвые. Сломалась она, надо в сервис вести. А эти — живые»,

— рассказывает член клуба, владелец «Волги» Андрей Огнев.

Сейчас в «Сделано в СССР» около пятидесяти машин. «Москвичи», «Волги», «Запоржцы»… Все куплены и восстановлены на личные средства участников. Ремонтируют их чаще своими руками. Сервисы старые авто стараются на ремонт не брать — много не заработаешь, да и с деталями, особенно оригинальными, – проблема. 

Илья Родионов
Фото: Павел Васильев
«Детали с каждым годом найти все сложнее. Есть фирмы, которые занимаются поставками оригинала, но этого недостаточно. Мы стараемся находить владельцев старых машин и искать детали у них. Можно, конечно, использовать «новодел» (современные запчасти — прим.ред.), но большинство так не делает. Мы стараемся, чтобы каждый автомобиль был полностью оригинальным»,

— рассказывает организатор клуба Илья Родионов.

Оригинальности каждый добивается по-своему. Кто-то скрупулезно восстанавливает заводской вид авто, кто-то старается машину стилизовать: под автомобиль советской госавтоинспекции или такси, например. 

При этом единого «стандарта» в клубе нет. Каждый выбирает машину под себя. Кто-то просто хотел советскую классику и искал авто в хорошем состоянии, а кто-то специально ищет «убитый» экземпляр, чтобы потом вернуть его к дорожно-выставочной жизни.

«Я хотел, чтобы она была красивая»

О «Волге» 21-й модели Андрей Огнев мечтал с детства. Его сосед дядя Коля ездил как раз на такой. Мальчишкой Андрей постоянно ждал, когда сосед откроет гараж и сразу бежал туда. Дядя Коля рылся под капотом, а маленький Андрей лазил по салону. 

«Однажды я ехал, и проезжала машина. Я же всегда хотел «Волгу». И вот она проезжает, и я все: загорелся. Как только появились деньги, купил себе первую «Волгу». Но машина попала в аварию»,

— рассказывает Андрей.

Андрей Огнев
Фото: Павел Васильев

Вторую свою «Волгу» мужчина купил более шести лет назад. Голубая машина с белой крышей привлекает внимание всех, кто ее видит. У нее даже имя есть — Мальвина.

«У Мальвины голубые волосы, белый бант и красные губы, — объясняет Андрей выбор цветов для «Волги», — я хотел, чтобы вот эта подставка под оленем (фигурка на капоте — прим.ред.) была красная, как губки, но пришла белая».

Свой ГАЗ-21 Андрей восстанавливает шесть лет, и работа еще не завершена. Жена сначала очень ревновала. Поэтому он решил своих «женщин» подружить.

Фото: Павел Васильев
«Я машину восстановил, проверил. Звоню жене. У тебя шляпка, говорю, есть? Шляпочка нужна, прям надо. И надень голубой сарафанчик. «Что, на «Мальвине приедешь?», — сразу догадалась. Говорю, да. Она процесс только по фото видела. Я подъезжаю, она вокруг обошла, оценила. Повез жену по городу. Она в смущении была: мы едем, а все смотрят. Я ей говорю: «Вот если бы у тебя сейчас была шляпка и шарфик — был бы фурор». И она купила шляпку»,

— рассказывает Андрей.

Фото: Павел Васильев

«Мне его стало очень жалко»

ЗАЗ-968-М появился в семье Худяковых весной 1990 года, а летом родилась Светлана. «Запорожец» был с девушкой всю ее жизнь. Поэтому, когда в начале 2000-х семья решила его продать она настояла, чтобы любимая машина осталась с ней.

«В 19 лет я получила права. «Запорожец» был в плохом состоянии, он подвергся большому ремонту. Я помогала, хотя совсем не разбиралась»,

— рассказывает Светлана.

Светлана Худякова
Фото: Павел Васильев

Любовь к машинам у нее с детства. Ее первым словом была именно «масика», да и играла маленькая Светлана не с куклами, а машинками брата.

«Это нельзя объяснить. Это либо есть внутри, либо — нет. Обычному человеку после современного авто это покажется мучением, но мы находим в этом определенное удовольствие. Это целая эпоха, это душа»,

— рассказывает девушка.

Фото: Павел Васильев

Десять лет назад Светлана купила ГАЗ-21. Это была мечта:

«Лет в 15 увидела во дворе автомобиль и поняла, что у меня будет такой. Долго восстанавливала, была в плохом состоянии. В ней отремонтировано все. От той машины, что купила, остался кузов бампера и щиток приборов».

Семья к увлечению Светланы относится скептически, а друзья поддерживают. В окружении девушки много таких же увлеченных людей. А вот на улице реагируют по-разному: кто-то восхищается, а кто-то интересуется, не стыдно ли ездить на «чермете».

Фото: Павел Васильев

«Пусть отец занимается «Волгой», а я возьму свою и сделаю под себя» 

Александр и Андрей Позднышевы любят все делать своими руками. Год назад Александр купил себе «Волгу» и теперь занимается ее восстановлением.

«Купил потому что эту машину можно починить самому. Современные машины – это компьютеры, их починить очень тяжело»,

— говорит мужчина.

Александр Позднышев
Фото: Павел Васильев

Супруга сначала плохо относилась к увлечению, но после рассказовского фестиваля поменяла мнение. 

«Она не думала, что в стране так много увлеченных людей. Она думала я единственный, кто собирает старье»,

— говорит Александр.

А вот сын Андрей увлечение отца разделяет:

«Мы оба сумасшедшие и повернутые на машинах. Я с детства в отцовском гараже крутился. Смотрел как отец ковыряется, сам пытался. Подрос, набрался навыка и теперь сам».
Андрей Позднышев
Фото: Павел Васильев

Посмотрев на отца и его «Волгу» Андрей решил, что ему тоже нужен ретроавтомобиль, который можно сделать по себя. Стал искать машину, выбор пал на «Москвич» 1988 года, который продавали по цене чермета: авто было без двигателя.

«Думаю, неспроста подвернулся этот экземпляр. Без мотора и т.д. Надо было спасать. Она по цвету на «Волгу похожа и номера похожи. Я думаю, это судьба»,

— рассказывает Андрей.

Фото: Павел Васильев

Мотор для «Москвича» уже нашли, машина на ходу. Теперь Андрей займется его внешним видом.

На вопрос «Почему не иномарка?», парень просто отвечает «Они скучные».

Александр Тамахин
Фото: Павел Васильев

«Хочется своими руками добиться какого-то результата»

У Александра Тамахина шестидесятилетний ГАЗ-69. Машину мужчина купил в плачевном состоянии и восстанавливал три года: пересобирал, переваривал… В результате получится индивидуальный автомобиль. На нем Александр катается по бездорожью и участвует в выставках.

«Руки есть, умения есть. Мне интереснее самому сделать. Хочется своими руками добиться какого-то результата. Я технический человек, с детства. После работы надо как-то отдыхать»,

— объясняет Александр.

Михаил Суханов и Кирилл Старцев
Фото: Павел Васильев

«Я исключение из правил этих извращенцев»

Тамбовчанин Михаил Суханов не разделяет желание многих владельцев ретроавто покупать и ставить оригинальные детали. Зачем ставить то, что сломается, считает мужчина.

«Эти музейные экспонаты – они практически не ездят. Я не такой, мне надо отпилить, сделать удобство»,

— говорит Михаил.

Фото: Павел Васильев

На нашу встречу он приехал на «Оке»-кабриолете.

«Зная мою тягу к железу, родственники прикололись и подарили мне «Оку». Сначала я ее просто восстановил и довел до заводского состояния. Покатался на ней немного и поставил в дальний угол. А потом пришла мысль переоборудовать ее»,

— рассказывает мужчина.

От оригинальной машины практически ничего не осталось. У автомобиля снята крыша и переоборудовано все, что только можно.

Фото: Павел Васильев
«Дизайн придумал сам, нарисовал в голове и оттуда лепил в металле. Цвет желтый, чтобы ее видно было. Соседи выкинули пианино, из него я сделал панель. Так как машина маленькая, и зеркало заднего вида у нее маленькое,  я поставил самые большое, которое смог найти. А это бородатый смайлик (показывает на капот) – это я. Это моя не единственная машина-извращение. Еще две – копейка-кабриолет и прогулочная «Нива»,

— поясняет Михаил.

Как и все члены клуба мужчина интересуется тем, как ретроавтомобили поживают в других регионах.

Фото: Павел Васильев
«Во многих городах существуют эти старенькие автомобили. В этих городах сняли налоги с этих машин. Хотелось бы и у нас такой инициативы. Эти машины маломощные. Они сохраняются за наш счет и реставрируются. Если нам такую поблажку сделают, это такой бальзам на душу»,

— размышляет Михаил.

Фото: Павел Васильев

Сохранить для потомков

Несмотря на разные подходы к содержанию и ремонту цель у энтузиастов одна — сохранить уникальные авто для потомков. Клуб постоянно устраивает выставки и автопробеги, участвует в городских мероприятиях.

«Всем очень нравится. Когда был День молодежи, я думал у меня петли на машине раскалятся, какой был спрос на «посидеть в машине». Мы будет работать и в старых форматах, и искать новые. Эти машины должны видеть люди, должны понимать насколько они уникальны»,

— говорит Илья Родионов.

Авторы: