Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Общество

Шерстяные «изваляния»: тамбовчанка Ирина Жекулина создает уютные игрушки

Общество
Фото: архив Ирины Жекулиной

Шерстяная скульптура – когда держишь эти игрушки на ладони, забываешь, что они из обычной шерсти. Конечно, нет, они живые! И сохраняют тепло рук, их создавших. Белый Слоник, полосатый Тигрик, Серый Волчок, Белый медвежонок и другие персонажи как будто гости из сказки далекого, но вечного детства. А создает их тамбовская мастерица по художественному валянию из шерсти Ирина Жекулина. Впрочем, это лишь одна из ипостасей этого творческого человека, которая находит себя в самых разных видах искусства – от живописи до музыки, от танцев до продюссирования выставок и камерных концертов. А еще в ее жизни есть множество фестивалей, перформансов, творческих форумов и путешествий. Но художественное валяние из шерсти остается одним из приоритетных увлечений, ставших делом жизни, в котором мастеру известно немало секретов и тонкостей.

Фото: архив Ирины Жекулиной

— Ирина, когда говорят об искусстве валяния из шерсти, сразу на ум приходят валенки. Но оказывается, все гораздо тоньше, глубже и интереснее. Как для вас открылось это искусство, что послужило началом?

— На первый взгляд, случайность. Но к любой случайности, наверное, есть предрасположенность. Московская подруга показала мне эту технику и предложила попробовать. И для меня открылось некое волшебство, когда из облачка шерсти с помощью специальной иглы получаются настоящие произведения искусства. Да, все знают про валенки, но способом валяния можно делать не только валенки варежки или шапки, — это больше мокрое валяние — но и различные игрушки и другие изделия так называемой шерстяной скульптуры, включая даже такие неожиданные вещи, как пианино или шкафчик, в общем, все, что позволяет фантазия. А первой игрушкой, которая у меня получилась, стал трогательный заяц в шапочке по имени Савелий. Живой и теплый. Так и пошло-поехало.

Фото: архив Ирины Жекулиной

— И насколько же это искусство распространено у нас в городе?

— Несмотря на то, что истоки этого искусства в России, где так называемое мокрое валяние насчитывает много веков, сухое валяние и шерстяная скульптура, в частности, появилось только в конце XX века. И в нашей стране стало активно распространяться именно в последние годы. Я начинала лет пятнадцать назад, когда еще не было такого количества мастер-классов, как сейчас. Мне много дало знакомство с мэтром этого дела Ириной Андреевой. А в Тамбове мокрым валянием успешно занималась преподаватель художественной школы  № 2 Ирина Пугачева. Теперь уже я сама провожу мастер-классы, и можно сказать, сама являюсь активным участником всероссийского сообщества любителей шерстяной скульптуры. А когда ты находишься внутри сообщества, тебе кажется, что явление это очень широкое. В свое время мы с подругой попробовали создать подобное сообщество в Тамбове под названием «Река» под впечатлением от Цны, которой мы не уставали любоваться с берега у Динамо. Но на самом деле пока таких людей в Тамбове немного, однако, я вполне вижу перспективы развития этого направления творчества.

Фото: архив Ирины Жекулиной

— А что самое сложное в искусстве валяния?

— В первую очередь, это терпение и еще раз терпение. Сколько раз надо потыкать в облачко шерсти специальной иглой, чтобы оно приобрело нужную форму, сосчитать невозможно. Однажды я проводила мастер-класс, после его окончания ко мне подошла одна участница и поблагодарила, а заодно призналась: «Большое вам спасибо. Я поняла, что никогда этим заниматься не буду. Потому что терпения просто не хватит. Я бы накупила шерсти, все, что нужно, и в итоге разочаровалась бы. Это искусство для особо усидчивых и по-настоящему увлеченных людей». 

Но такие люди у нас в Тамбове есть, и не только женщины, но и мужчины. И повторю, благодаря этому искусству ты являешься включенным в это творческое движение в масштабах страны. Я ездила на международный фестиваль-конкурс «Искусство куклы» в Гостином дворе в Москве, участвовала в выставке «Молодые таланты» в областной картинной галерее. Находясь в движении, ты набираешься опыта и делишься своим с такими же увлеченными людьми. Это творчески наполняет душу. 

Фото: архив Ирины Жекулиной

— Ирина, но не зря ведь даже Пушкин подметил, что «не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Насколько коммерчески оправдано это увлечение?

— Так вышло, что у меня первое образование экономическое. А второе – художественно-педагогическое. И я считаю, что искусство и коммерция в этом жанре могут прекрасно сочетаться. Например, моя подруга оставила свою основную работу, занимается только валянием, делает много игрушек и успешно их продает. Просто многие люди мало знают об этом направлении и даже по фотографиям изделия трудно представить — их надо видеть воочию. И когда в рамках фестиваля «Рок над Студенцом» я участвовала в маркет-плейсе, то все брошки и игрушки быстро раскупили. Но лично я, наверное, больше художник, чем ремесленник, и не стремлюсь ставить дело на поток — у меня так просто не получится, ни сил, ни времени не хватит. 

Фото: Павел Терехов

— Но у вас есть и другие проекты, как на все это хватает времени?

— С трудом. Но я действительно человек проектов. Весь минувший год прошел под знаком «Картонии». Это всероссийское движение, связанное с организацией фестивалей, где создают и показывают костюмы и маски из картона. Главное для нас, чтобы люди приходили не в качестве зрителей, а вовлекались в эти праздники и шествия, богатые на эмоции.  Начиная с 16 лет, мне повезло вращаться в кругу музыкантов, я хорошо знаю эту тусовку и организация камерных концертов — это не менее важная для меня задача, помочь раскрыть таланты для публики. Тамбов — это удивительный город. Здесь не хватает клубной сети, и потому довольно скучно. Но зато люди читают интересные книги и слушают хорошую музыку. Их нетрудно собрать вместе. И потому вроде бы некоммерческое искусство у нас всегда будет иметь успех и обязательно найдет своего зрителя. Так что, надо побольше организовывать выставок и концертов, а талантливых людей у нас хватает.

Фото: архив Ирины Жекулиной

— Ирина, и, возвращаясь, к шерстяной скульптуре, не жалко ли расставаться с вашими произведениями, каждое из которых по-своему уникально?

— Как раз поэтому и не жалко. Я расстаюсь с ними с легким сердцем, хочу, чтобы они жили, чтобы мое искусство распространялось дальше от меня. Счастье, когда удается попасть игрушкой в душу, чтобы она откликнулась и соответствовала человеку, у которого она будет жить. У меня ведь нет двух одинаковых. Поэтому чаще всего делаю игрушки на заказ, а иногда мне даже легче и приятней подарить, если я вижу, что человек и игрушка нашли друг друга. Это потрясающее чувство!  Хочется, чтобы это древнее искусство развивалось и в наше время, чтобы помогало людям замедлиться в наш слишком быстро бегущий век, остановиться, задуматься, почувствовать теплоту и красоту. Говорят ведь, что красота спасает…

Авторы: