Хотя, конечно, сейчас говорить о полноценном масштабном возрождении некогда широко известного промышленного гиганта, было бы слишком смело и почти фантастично. Но такая цель коллектива фирмы по пошиву одежды TSNA, появившегося в Тамбове в прошлом году, объединяет энтузиастов-единомышленников в желании создавать красивую одежду для тамбовчан и не только. И не просто одежду, а использовать в своих моделях народные традиции и черты, составляющие богатое наследие Тамбовщины. И хотя год – совсем небольшой срок, но у новорожденной фирмы уже есть свои достижения и вполне амбициозные планы, подкрепленные творческими возможностями.


История легенды
Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Для тамбовчан название «Цна» в принципе хорошо знакомо. Именно так называлось грандиозное швейное предприятие, что появилось в Тамбове в 1963 году, и располагалось в специально построенном пятиэтажном здании на пересечении бульвара Энтузиастов и улицы Рылеева, где сейчас располагается торговый центр. И насчет грандиозности здесь нет никакого преувеличения – на пяти этажах огромного корпуса располагались цеха экспериментальные и пошивочные, соединенные между собой модерновыми эскалаторами. В здании имелся также подземный этаж, где размещались складские помещения для запасов тканей, а также специальные холодильные помещения для хранения заготовок меховых изделий.
Предприятие, где трудились тысячи квалифицированных специалистов, являлось центром производственного объединения, куда входили швейные фабрики Рассказова, Кирсанова и Моршанска. Продукция предприятия пользовалась немалой популярностью, отличалась своей стильностью и высоким качеством и была востребована в масштабах всего Советского Союза. При этом «Цна» имела широкие зарубежные связи и закупала ткани не только внутри нашей страны, но и далеко за ее пределами – в Китае, Таиланде и даже в стране восходящего солнца Японии. Это все было в нашем славном городе, хотя кому-то в это сейчас поверить наверно трудно.


Тонкая нить народной традиции
– Так вышло, что жизнь нашей семьи оказалась связанной с этим швейным предприятием, – рассказывает основатель и руководитель современной «Цны» Екатерина Шаврина. – Моя бабушка Лидия Ивановна Устинова работала на «Цне» с 60-х годов, почти с самого ее основания. Прошла путь от инженера до заместителя директора. Она полностью отдавала себя любимой работе и много рассказывала о том, как это было, о людях, которые создавали тогда в Тамбове советскую моду, и о том, какое важное значение имела та фабрика для нашего региона и всей страны. Но в 90-е годы экономическая ситуация изменилась не в лучшую сторону, а дефолт 1998-го года поставил точку в истории легендарной «Цны». Зарплату в те годы часто выдавали бартером в виде тканей, которые у нас дома скапливались и сохранились в большом количестве. Я смотрела и удивлялась, насколько они были качественные и долговечные, как и сами изделия фабрики. А готовые костюмы и платья того тамбовского производства меня заинтересовали не только своей добротностью, но и оригинальным кроем, где использовались элементы русских фольклорных традиций, от рукавов – фонариков до интересных принтов и вышивок. И все это в конце концов привело меня к мысли продолжить эту традицию, создав свой бренд одежды, как повседневной, так и вечерней для торжественных случаев.
А в названии бренда Екатерина Шаврина решила воплотить цель возрождения знаменитого тамбовского предприятия. Причем название пишется латинскими буквами «TSNA». Народные традиции, включая и мордовские, и других национальностей, которые населяли территорию Тамбовской губернии, широко используются в современных моделях возрожденного бренда.


– Но особенность здесь в том, что в наше время востребована тонкая отсылка к народным традициям. Здесь надо соблюдать грань, чтобы элементы не были кричащими, чтобы такую одежду можно было носить в повседневной жизни. Поэтому мы используем, например, вышивку тон в тон, которая выглядит на ткани, как тонкая гравировка, – делится секретами Екатерина Шаврина.
– А откуда берете узоры для вышивок?
– Изучаем материалы, хранящиеся в областной Пушкинской библиотеке. Таких узоров огромное разнообразие. И даже так называемый «тамбовский крест» имеет много вариантов, и мы их применяем, и будем применять в наших коллекциях.
– Совсем недавно в тренде были кокошники, как элемент русского стиля, насколько, на ваш взгляд, такие аксессуары актуальны сейчас?
– Здесь, как и во всех народных элементах важно соблюдать меру. В том же кокошнике стильно прийти на какой-нибудь фольклорный или музыкальный фестиваль, где это выглядит естественно, а вот к повседневной одежде пока это малоприменимо. Есть определенные негласные законы, которые подчеркивают стиль и вкус обладателя.


– А над какой коллекцией вы сейчас работаете?
– После повседневной осенне-зимней сейчас готовим коллекцию вечерних нарядов для выпускного бала, которую планируем показать в апреле, и надеемся, что она найдет отклик у тамбовчанок. А затем наступит очередь повседневной летней коллекции, легкой, летящей, с простыми и сложными моделями.
На пути к мечте
Коллектив нынешней «Цны» небольшой, но творческий и дружный. В Тамбове ими осуществляется создание эскизов и выстраивается логистика, закупается фурнитура и ткани, налажен менеджмент. А пока у предприятия нет своего швейного оборудования (но это лишь временно) заказы размещаются по договору в пошивочном цеху Тамбова для трикотажа, а более сложные изделия отшивают в Костроме, но при тщательном контроле всех этапов производственного процесса.


Причем, особое внимание уделяется не только качеству пошива, но и качеству тканей, ведь вещи должны быть красивыми и не менее долговечными, чем те, что когда-то выпускала тамбовская «Цна». Но, а современная TSNA, имея за плечами всего год работы, уже успела добиться успеха на всероссийском уровне. Оказавшись в числе победителей конкурса в рамках Московской недели моды (6+), модели фирмы будут представлены на выставке этого престижного форума, что пройдет в столичном Манеже с 13 по 18 марта. А по условиям конкурса это дает право на следующий год участвовать со своей коллекцией уже в дефиле, продемонстрировав тамбовскую моду во всей красе.
На вопрос, что пожелала бы Екатерина Шаврина самой себе, она отвечает просто – терпения и энергии, потому что предстоит очень много работать. Но, а мечта неизменна – воссоздать в Тамбове предприятие, не менее масштабное чем та «Цна», что сейчас кажется почти утерянной цивилизацией. Но мечты, помноженные на труд, как правило, сбываются.