Как-то в детстве я увидел по телевизору фильм под названием «Хроника пикирующего бомбардировщика». Фильм конца 60-х годов с Олегом Далем в одной из главных ролей, черно-белый, внешне бесхитростный, где война гремит где-то в стороне, а самолеты на фронтовом аэродроме «к земле прикованы туманом», как поется в звучащей там песне. Но в отличие от заезженного «В бой идут одни старики», тот фильм меня просто прошиб. Там не было ни грамма пафоса, даже праведной ненависти к врагу не было. А была простая и щемящая история без хэппи-энда про «воздушных рабочих войны» — об экипаже самолета, ставшего основным и самым массовым нашим фронтовым бомбардировщиком.
Удивительно, но этот шедевр конструкторской мысли создавался его автором Владимиром Петляковым в «шарашке» внутренней тюрьмы НКВД, куда авиаконструктор был заключен, как «враг народа». В разработке проекта принимал участие и Андрей Туполев, тоже «враг», сидевший в этой же тюрьме. Интересно, что изначально Пе-2 создавался, как дальний высотный истребитель сопровождения. Но затем командование ВВС решило, что необходимости в такой машине нет, и конструктор получил задание переделать истребитель в легкий бомбардировщик. Задача казалась невыполнимой, но Петляков с коллегами нашли оптимальное решение, создав тип самолета, которого до этого в нашей авиации просто не было.


Есть такая поговорка у летчиков, что «хорошо летают только красивые самолеты». Пе-2 оказался действительно красив и стремителен благодаря своей передовой аэродинамике. Это был двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным двухкилевым вертикальным оперением. Такая схема придавала самолету не просто несколько футуристический вид, но отличную маневренность, которую удалось прекрасно помирить с высокой скоростью. Бомбардировщик мог разгоняться в горизонтальном полете почти до 600 километров в час, лишь немногим уступая в скорости основному истребителю немецких люфтваффе Мессершмитту Ме-109. При этом дальность полета составляла 1300 километров, а бомбовая нагрузка достигала 1000 килограммов. Для защиты от истребителей были установлены 2 спаренных турельных пулемета ШКАС под солидный винтовочный патрон с зажигательными пулями.
Кто-то может скептически усмехнуться: «Что смогут сделать бомбы общим весом всего тысяча килограммов?». Но смысл пикирующего бомбардировщика состоит в том, что бомбовый удар он наносит точечно и прицельно с пикирования. Уклониться от такого удара невозможно, а в условиях фронта именно такая техника дает по-настоящему убойный эффект для танковых колонн и огневых точек противника. Война это доказала. Другое дело, что Пе-2, запущенный в серию уже в 1940-м году, на начальном этапе войны оказался без летчиков, которые могли бы использовать все его возможности. Опытных пилотов, умеющих бомбить с пикирования, почти не было. Поэтому чаще летчики сбрасывали бомбы с горизонтального полета. Однако уже к концу 1942 года эта техника была освоена, и здесь появились свои асы, как например, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин, ставший основоположником тактики пикирования с замкнутого круга, когда «пешки» устраивали над позициями фашистов смертельную карусель, не давая зенитчикам даже поднять головы для отражения атаки. И это немцы особенно почувствовали на Курской дуге, когда жертвами «пешек» стали сотни танков, машин, орудий, а также склады горючего и боеприпасов.


При этом Пе-2 вовсе не был легкой добычей истребителей врага в отличие от известного немецкого пикировщика Юнкерс Ю-87 «штука». Наоборот, в поединках «пешки» часто выходили победителями благодаря своей невероятной маневренности и оптимально размещенным пулеметам, защищавших переднюю и заднюю полусферы. Например, уже в октябре 1941 года экипаж Владимира Горелихина в одном бою сбил три «мессера». Так что эпизод фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», где экипаж Пе-2, окруженный немецкими «фоккерами» успешно уходит от них, сбив преследователя, зашедшего в хвост, вполне отражает реальность войны и возможности этой замечательной машины.
Но чтобы быть объективным, упомянем и о недостатках. Пе-2 был самолетом, воплотившим последние технические достижения, и потому оказался довольно сложен в обслуживании. А главное, он мог себя показать во всей боевой красе, если его штурвал был в руках очень классного пилота. В противном случае были не только боевые потери, но и аварии при пикировании и даже при посадке. Тем не менее, было выпущено 11300 машин, и этот самолет стал настоящим «рабочим войны». А в мае 1945-го именно Пе-2 с ювелирной точностью положили бомбы прямиком в здание гестапо в Берлине, ставя символическую точку в самой страшной войне в истории человечества.
Виталий Полозов