Концертирующего аккордеониста, композитора, кандидата педагогических наук, разработчика учебников и методик, педагога, чьи ученики много раз становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов, ректора Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, заведующего кафедрой народных инструментов, профессора Романа Бажилина с полным правом можно назвать человеком, реализовавшим свои таланты.
Правда, это для Романа Николаевича вовсе не причина остановится на достигнутом. Не тот характер, да и возраст, как посмеётся Бажилин, совсем не тот. К тому же все коллеги, друзья и поклонники его музыкального таланта в один голос подтвердят, что Роману Николаевичу под силу ещё очень многое сделать на каждом из всех направлении его многообразной творческой и педагогической деятельности.
Когда Роман Бажилин играет, ему рукоплещет благодарная публика, чему я не раз была свидетелем. Наверное это оттого, что Роман Николаевич обожает свой инструмент. Эту любовь он передал дочери и сыну, а сейчас у Бажилина и сноха-аккордеонистка. Так что семейным ансамблем могут сыграть.
Помню как особенной популярностью стали пользоваться его выступления с сыном. Когда Николай только начинал играть с отцом, это был дуэт учителя и способного ученика. Сегодня же это дуэт двух аккордеонистов-виртуозов. Ведь сын не только пошёл по стопам отца и стал профессиональным музыкантом.
Николай Бажилин доказал, что ему в наследство достались как музыкальные способности, так и стремление достигнуть в профессии как можно большего успеха. Николай не раз радовал близких дипломами лауреата различных всероссийских и международных конкурсов. Так, глядишь, по их количеству и отца догонит.
И хотя перечислить победы Романа Николаевича на всевозможных конкурсах и фестивалях здесь нет возможности, но именно они стали ступенью к столь высокой планке, как звание «Заслуженный артист РФ». Достижения музыканта Романа Бажилина способствовали и принятию его в Высшую лигу мэтров мирового аккордеона.
Мечта одна и навсегда
Наверное, Раиса Сергеевна Бажилина, таская за маленьким сыном на занятия тяжёлый аккордеон, и мечтала, что он её не подведёт и обязательно научиться хорошо играть на этом инструменте, но и не думала, что Рома достигнет в этом деле таких высот.
Стать музыкантом Роман Бажилин решил в очень юном возрасте. Воспитательница детского сада однажды заметила, как маленький Роман весь уходит в музыку, когда музыкальные занятия в группе ведёт аккордеонист. Она посоветовала родителям мальчика учить его игре на аккордеоне. Бажилины к музыке не имели отношения. Папа работал водителем, мама – была служащей, но музыку в семье любили. Поэтому для шестилетнего Ромы родители приобрели аккордеон и наняли учителя музыки. Раньше, чтобы поступить в детскую музыкальную школу, надо было выдержать серьезный конкурс. Роман Николаевич до сих пор очень благодарен своему первому учителю Юрию Анохину за прекрасную подготовку.
Как бы сложно ни приходилось мальчику, желание бросить музыку даже и не появлялось.
«Хотя, конечно, иногда маме приходилось меня загонять с улицы домой заниматься, - признаётся Роман Николаевич. - Как любой мальчишка, очень любил играть в футбол и хоккей, любил спорт. В то время всем увлекался. Но и музыкой занимался всегда с удовольствием».
В детскую музыкальную школу № 1 Рома Бажилин был зачислен сразу во второй класс. Его прочили в третий, но тогда бы он окончил эту школу на год раньше общеобразовательной, и оставался бы год до музыкального училища. А то, что он будут обучаться в Тамбовском музыкальном училище им. С. В. Рахманинова Бажилин никогда не сомневался.
Так оно и случилось. Романа, лауреата многих городских и областных конкурсов с удовольствием приняли в училище. Получать специальность дальше Бажилин отправился в Ростовский музыкально-педагогический институт (ныне Ростовская консерватория). Из 45 абитуриентов экзаменационной комиссии требовалось выбрать только троих, причём разных национальностей. Так были зачислены русский Роман Бажилин, украинец Вячеслав Рожков и грек Дмитрий Крокетов. Все трое сегодня известнейшие музыканты.
Рождение музыканта и композитора
В институте Бажилин учился у заслуженного артиста России, профессора Владимира Ушенина.
«Конечно, самый любимый мой предмет был - это специальность, аккордеон, - отмечает Роман Николаевич. - Соответственно, любимый преподаватель, мой профессор. Но я также любил и дирижирование, которое вёл Роман Каспаров. Становлению помогли не только занятия, это и чтение особой методической литературы. Какие методики мы только не изучали: и фортепианную, и скрипичную, и хоровую. Были, как сейчас помню, очень интересные книги по дирижированию. И конечно, очень много слушали, смотрели, я практически не пропускал ни одного концерта в филармонии и в институте».
Увлечений у студента Бажилина было достаточно много:
«Мы посещали и концерты, и театр, интересовались буквально всем. Ходили и на дискотеки. У нас в институте они не проводились или проводились совсем редко, и мы ходили в ростовский университет, всегда было интересно не только потанцевать, конечно, но и пообщаться с девчонками, там всегда ансамбли играли в «живую». А вообще увлекался и сейчас увлекаюсь фотографией, видеозаписью и аудиозаписью. Огромное количество денег тратил (и из-за этого часто не доедал) на пластинки, книжки, ноты. Буквально чемоданами привозил из Ростова сюда домой».
Помимо предметов по специальности, Роман изучал ещё и «Стилистическую гармонию». Студенты проходили произведения великих композиторов, а потом в их стиле сочиняли собственные произведения. В это время Роман и стал делать первые шаги в сочинении музыки. На экзамен он подготовил 24 страницы нот, обыграв мелодию «В лесу родилась елочка» в стиле Генделя, Шопена, Моцарта и так далее. Экзаменаторы во время исполнения даже прослезились, а педагог, обучавшая Романа, попросила студента подарить ей ноты с автографом.
В школьные годы Бажилин и не помышлял о сочинительстве. Композиторы ему казались небожителями, до которых не подняться. Но институтский предмет перевернул взгляды студента, и он начал писать. Сначала пьесы для аккордеона. Как вспоминает Бажилин:
«Стал показывать свои пьесы Ушенину. Он предложил издавать их. Первый тираж нот в пять тысяч экземпляров разошелся очень быстро, потом был и второй, и третий тираж. Ректор института, прослушав мои произведения, предложил поступить на композиторский факультет. Но я не захотел».
Педагогическая стезя
Роман решил вернуться в Тамбов, куда его распределили в институт культуры. Но случайная встреча с директором Тамбовского музыкального училища (ныне Рахманиновский институт) повернула жизнь в другом направлении. Александр Базиков пригласил молодого музыканта вести в его училище класс аккордеона. Так в 1998 году Роман Николаевич связал свою судьбу с преподавательской деятельностью. Выпускники у Романа Николаевича отменные. В большую жизнь они выходят не только профессионалами, но и имеют за плечами немало наград на различных конкурсах. Бажилин всегда верит в молодёжь и умеет поддерживать в музыкантах стремление к самосовершенствованию. И за это ученики благодарны педагогу.
Роман Николаевич считает:
«Что касается молодёжи, то любовь к музыке у неё не остывала никогда. Другой вопрос, что нам, работающим в ракурсе академического образования, конечно, хотелось бы, чтобы её внимание было направлено в сторону академической музыки, польза которой доказана давно. Исследования учёных показали, что в момент слушания музыки работают все нейронные схемы человеческого мозга. Причём эта работа настолько активная, что позволяет не просто задействовать все резервы мозга, но и создавать новые нейронные связи. И у человека активизируются скрытые способности. Особенно это касается воображения, фантазии. Оказалось, что ни один вид искусства, так активно не воздействует на мозг как музыка».
Бажилин и сам немало внимания уделяет изучению воздействия музыки на учебный процесс. По этой же теме он защитил в Москве кандидатскую диссертацию «Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы» и имеет научные публикации. Роман Николаевич является автором научных и учебно-методических работ, учебных пособий и сборников музыкальных пьес, изданных в России, Украине, Германии. Среди них: «Школа игры на аккордеоне: методика XXI века», «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)», «Аккордеон в джазе», «Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки» и многие другие.
Наверное, в начале своей карьеры Роман Николаевич и не представлял, что когда-нибудь возглавит Рахманиновский институт. Но вот уже 10 лет (с 2012 года), он ректор этого вуза. Так что помимо педагогических, теперь ему приходится решать и административные вопросы. А это значит надо заниматься и ремонтом зданий, а их у института несколько, и приобретать музыкальные инструменты, и набирать абитуриентов, и решать проблемы студентов и так далее и тому подобное. Как говориться, ни минуты покоя. Но, коль у руля института Бажилин уже второй ректорский срок, значит коллеги считают свой выбор удачным.
А сам ректор горд за своих выпускников: «100 процентов их устраиваются по специальности, в том числе, в школах искусств, детских садах и других учебных заведениях. Это наш вклад в развитие музыкального образования области. Времена стали меняться в лучшую сторону. Более того, 60 процентов ребят, будучи студентами, работают в профессиональных коллективах. Кто хочет работать, тот работает. У людей, готовых трудиться в полную силу, а не плакать, что им что-то недодают, всё получается».
Сцена зовёт
Удивительно, что при всей занятости Роман Николаевич никогда не перестаёт выступать. Ведь Бажилин силён не только как теоретик, но и как практик. Тамбовская публика с первых выступлений в конце 90-х сразу полюбила виртуозную игру этого музыканта-аккордеониста, сольная карьера которого оказалась весьма успешной. Но не меньший восторг у публики вызывают и выступления коллектива, что Роман Николаевич создал в Детской школе искусств № 3 и которым бессменно руководит на протяжении уже многих лет. Ансамбль преподавателей «Серпантин» нарасхват на городских и областных праздниках. Если он заявлен в программе какого-то мероприятия, то всегда есть уверенность, что публика уйдёт после концерта более чем довольная.
К примеру, на днях состоялся в краеведческом музее очередной Рахманиновский вечер, в программе которого вновь был «Серпантин». И опять игра ансамбля с Романом и Николаем Бажилиными во главе вызвала бурю положительных эмоций у слушателей. Но и сам Роман Николаевич считает свою миссию в этом качестве весьма полезной:
«Рахманиновские вечера я считаю очень важными мероприятиями в культурной жизни Тамбова. Они дают не только ещё одну возможность выступить артистам перед публикой, а, прежде всего, поднять культурный и музыкально-образовательный уровень молодёжи, которой всегда очень много в этом зале».
Немало внимания Бажилин по-прежнему уделяет и композиторской деятельности. В его творческом багаже несколько десятков изданий. Среди них авторские и коллективные сборники, выдержавшие ни одну публикацию. Много Роман Николаевич пишет для театра. Им создана музыка к более 50 спектаклям. Есть и три детских мюзикла, среди которых «Компьютерный гений» выдержал немало показов даже на главной областной площадке - в Концертном зале.
Бажилин пробует себя в разных музыкальных жанрах. Но и профессиональными музыкантами, и публикой особенно любимы его эстрадные произведения для аккордеона. В музыке Бажилина так много позитива, что она неизменно повышает настроение. И на душе каждого слушателя становится светло, легко и радостно.