Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Художник Борис Ткачев: «Хочется попробовать себя во многом»

Культура
Фото:

«Когда царит недовольство настоящим, преобладают романтические тенденции. Люди в такие эпохи не испытывают никакого желания увидеть действительность, которой они не довольны, изображенной на полотне. При взгляде на картину они, напротив, хотят забыть жалкие будни, унестись из тесных границ жизни в царство идеала». Искусствовед Рихард Мутер.
Напротив, рассматривая работы тамбовского художника Бориса Ткачева, хочется сказать: «Какое счастье жить». Художник примечает красоту повсюду: в огромной луже, просевшем мартовском снеге, городских огнях, кофейной чашке, грецком орехе…
Мост. Холст, масло

Художник любит и воспринимает жизнь такой, какой она есть. Ему нечего добавить или убавить в замысле Творца. Известно, великий Леонардо да Винчи сравнивал живопись с зеркалом. Так вот, Борис Ткачев не просто отражает то, что видит в повседневной жизни, а развив и утончив свой взгляд и вкус, раскрывает нам красоту и оттенки этого мира, привнося в полотна «свой взгляд». Глубина и чистота отражения, конечно, зависит от личности художника, его наполненности. Внешнее и внутренне зрение – один орган. Иными словами, художественные произведения - результат самовыражения художника.

«Живописец в совершенстве должен владеть техникой, но в работу нужно вдохнуть нечто, что придаст полотну жизнь. Однажды Иван Крамской побывав на очередной выставке передвижников заметил, что хороших работ много, но душа только в «Грачах» Алексея Саврасова. Поэтому для художника определяющее качество - искренность и подлинность чувств, живописец должен любить все то, что отражается в его работах. Иначе нет смысла и браться за кисть. Но при этом необходимо обладать неповторимым голосом, интонацией», - говорит мой собеседник.
Отличительная особенность почерка Бориса Ткачева - гармоничное сочетание совершенно противоположных начал, даже идей.
Портрет Орловой. Холст, масло
С одной стороны Борис Викторович ультрасовременный художник. На недавней выставке в Белгороде он представил женский портрет доктора рассказовского ковидного центра. Изящность линий, сдержанность тона, необычный защитный костюм, лаконичная, но при этом изысканная композиция, породистая осанка модели – все это позволило создать необычный образ «гостьи из будущего». Несмотря на так называемый современный технический антураж одеяния, включая доминантную «красную точку» дыхательного клапана маски, художник вызывает ассоциации небесного ангела.
Актуальность его работам придают и лаконичные, даже порой жесткие линии современной архитектуры, производственных железобетонных конструкций, машин, даже товарного вагона. Но вместе с тем, «мертвую» натуру он уравновешивает с живой природой.
Здесь уместно провести параллель с литературой. «Ковер» и «самолет» совершенно не сочетаемые и разнохарактерные предметы. Но искусство имеет удивительную особенность - преодолевать противоречие. Соединив эти два слова, мы получим совершенно неожиданный художественный образ «ковер-самолет», одно слово принимает оттенки другого. Так и в работах Бориса Ткачева «плоды» цивилизации обретают интересный и неожиданный подтекст в его классических пейзажах. И не только в них.
Иными словами, остроумное сопоставление противоречивых явлений, красок, образов порождают свежие интересные образы в творчестве художника.
Завтрак. Холст, масло
Кстати, на цветовых контрастах выстраиваются и многие натюрморты Бориса Ткачева. Красное и черное - одно из излюбленных сочетаний художника.
Но с другой стороны кисть Бориса Ткачева тоскует по мусатовским призракам прошлого. Одна его работа так и называется «Призраки Борисова-Мусатова». Борис Викторович побывал в имении Зубриловка Саратовской области (ныне Пензенская область), где творил певец «дворянских гнезд». Теперь некогда знаменитое имение, которое славилась величественной архитектурой, роскошным парком, непревзойденной художественной коллекцией памятников искусства и гостеприимством хозяев, находится в руинах. Но художник видит и в них красоту, ощущает, как говорят, гений места. Кстати, тема «поэзии садов» звучит особой нотой в творчестве живописца.
«Я бродил по заросшему парку с каким-то возвышенным чувством, для меня это место свято, здесь Борис Мусатов работал над своими полотнами: «Гобелен», «Водоем», «Призраки», «Прогулка при закате», - делится живописец.
Роднит, на мой взгляд, этих двух совершенно разных художников поиск идеала женской красоты. У Борисова – Мусатова женские образы бестелесны, бесплотны, почти неосязаемые, совершенно иная живописная «плоть» у Ткачева. В его линиях, определенно, живет дух Боттичелли.
Этюд головы. Карандаш, сепия
Несколько слов хочется сказать о «любимых профилях» Бориса Викторовича. По его словам, зачастую это обусловлено композицией. Но не только. Профиль вызывает ассоциацию с силуэтом, который любили древние египтяне, греки, Серебряный век русской культуры… Темный силуэт восходит из царства теней. Тень, как известно, это эквивалент души человеческой.
При свечах. Холст, масло
Борис Ткачев – мастер архитектоники, в композиционных идеях нет ни одной лишней детали, все подчинено главному – выражению основного замысла. Поэтому кисть мастера неболтлива, но лаконична.
При этом живописный мир художника вмещает различные темы, техники, образы, причем, совершенно неожиданные. Убедиться в этом можно посетив выставку его живописных работ, которые сейчас экспонируются в Тамбовской картинной галерее.
«Что толку написать сто первый пейзаж. Не хочется повторяться. Хочется попробовать себя во многом. Мне интересна «езда в незнаемое», - говорит Борис Ткачев.
Поэтому он ищет новые идеи, подходы к решению художественных задач. Но вместе с тем, у Бориса Викторовича выработались устоявшиеся принципы, от которых он не намерен отступать.
Призрачный дом. Холст, масло
«Знаменитый русский художник и педагог Павел Чистяков говорил: «Рисовать не умеешь, какой ты после этого художник». Я благодарен Акиму Васильевичу Арбузову, Юрию Павловичу Новикову, Вере Николаевне Хворостовой и многим другим моим учителям, которые дали мне понимание рисунка. Немаловажно, что они сумели создать в первой художественной школе, где я обучался живописному мастерству с тринадцати лет, удивительную творческую атмосферу и дух служения искусству», - делится Борис Викторович.
Белые стены, аскетичность, прибранность, воздух, пропитанный масляными красками, свет, проникающий в мастерскую художника через два больших окна, почему-то напомнили мне атмосферу небольших, но уютных вологодских церквушек. Как говорят, это «святая святых». Здесь Борис Ткачев негромко и повседневно служит искусству, развивая традиции русской живописной школы.
Но можно ли одним словом охарактеризовать творчество Бориса Ткачева? Думаю, да. И это слово – благородство. Сегодня в век усмешки постмодерна нечасто можно встретить живопись, где преобладает это возвышенное чувство. Безусловно, в мировой живописи немало примеров, когда художники через эстетику безобразного высмеивали пороки общества. Но Борис Ткачев идет по совершенно иному пути.
Вход в обитель. Елец. Картон, масло
Благородство синтетическое понятие, включающее в себя не только духовное состояние человека, но и некую эстетическую форму, которая приличествует внутренним убеждениями. Поэтому благородство не терпит вульгарности, грубости, расхристанности. Напротив, оно нуждается в изящной утонченной оправе, не терпит ложного пафоса. Благородство формы тождественно благородству содержания произведений живописца. Поэтому Борис Ткачев по своим убеждениям и кисти - утонченный эстет. Даже по внешности художника можно понять, что его искусство органично его личности. В этой связи хочется привести слова Стендаля: «Благородная душа действует во имя счастья, но её наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставить счастье другим…»
Из творческой биографии:
Борис Ткачев родился 22 февраля 1957 года в райцентре Знаменка Тамбовской области в семье сельских учителей. В 1979 году окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, живописно-педагогическое отделение. С 1995 года — член Союза художников России. Участник всероссийских, зональных, областных выставок. В 2005 году удостоен премии Тамбовской области имени А. М. Герасимова.
 
Читайте также: Мастер света
Авторы: