Это уже традиция, рождённая в наши дни, она берёт начало с безмятежных дореволюционных времён. Как утверждают краеведы, в начале прошлого века хоровые коллективы, которых в нашем городе было немало, любили совершать прогулки на лодках по Цне и оглашать своим пением городскую набережную. Много с тех пор утекло воды в Цне, но музыкальные традиции нашли продолжение в современном фестивале, на который ныне съезжаются поющие гости со всей страны. Начав с форума хоров, фестиваль расширил жанровые границы, а нынешний праздник музыки объединил на одной сцене хоровое академическое пение, эстраду и тяжёлый рок во всей красе. Ну а зрители не скупились на овации.
Всё начинается с хора
В этом году фестиваль «Песни над Цной» разделился на две концертные площадки. Одна тусовка, рассчитанная преимущественно на молодёжь, собралась в Олимпийском парке, где народ радовали поп-группы, включая столичных гостей из «Artik & Asti». Но всё же главной сценой осталась площадь Музыки на берегу Цны. Открыли программу народные ансамбли из разных районов Тамбовщины. И хотя лимит времени каждому коллективу позволил исполнить лишь по паре куплетов из своей самой ударной песни репертуара, участники фестиваля сразу зажгли площадь искрами своей неуёмной энергии.
Академическую часть фестиваля представил один из самых заслуженных коллективов Тамбовщины Камерный хор имени С. В. Рахманинова под управлением Владимира Козлякова. Артисты показали целое ожерелье песен о Тамбове тамбовских авторов. Лирично, поэтично и с природой гармонично. А эстафету от знаменитого тамбовского хора принял не менее знаменитый Хор Валаамского монастыря. Легендарные музыканты не ограничились духовными песнопениями, а поразили многоголосыми парафразами на русские народные песни и балладами на стихи Сергея Есенина, чьи поэтические строки — уже сама музыка.
Танцуют все!
Лирический настрой томного августовского вечера залихватски преобразили постоянные участники нашего фестиваля артисты Государственного Кубанского казачьего хора. Раздольные песни кубанских степей, включая всенепременную «Распрягайте, хлопцы, коней» оказались так близки участницам народных коллективов Тамбовщины, что те, покинув свои удобные зрительские места в первых рядах, пустились в пляс перед сценой. Не удержались и некоторые казаки, спустившись к коллегам-зрителям, чтобы закружиться в общем дружеском хороводе. Кстати, среди солистов этого именитого коллектива немало и наших земляков.
Не менее бурными аплодисментами встретили зрители нашего земляка, ныне одного из ведущих солистов столичной «Новой Оперы» Алексея Татаринцева. Правда, оперных арий он петь не стал, зато растопил сердца собравшихся подзабытой, но невероятно проникновенной песней «Люблю, тебя, Тамбов». Интересно, о какой улице пелось в этой песне более полувека назад — «…где вдоль новых домов стоят старые липы в ряд?».
Не позволяй душе лениться…
Над истинными талантами время не властно, как и над живой памятью. И, судя по овациям, зрители до сих пор помнят золотые времена царствования на советской эстраде вокально-инструментальных ансамблей, то есть ВИА. Это был чисто отечественный жанр, который, конечно, не заменял запрещённый тогда рок, но уже и не был традиционной официозной эстрадой. Воплощением ностальгии по эпохе ВИА стало появление на фестивальной сцене звёздного трио в составе Михаила Долотова из «Песняров», Владимира Преображенского из «Синей птицы» и Анатолия Алёшина из «Весёлых ребят», а все вместе — группа «Знак качества». И название это точно — не для красного словца — в тогдашние ВИА безголосых не брали. Годы не властны над вокальными данными этих мэтров жанра и мастеров своего дела. Особенно разбередил душу высоким баритоном уникальной окраски Анатолий Алёшин своим вечным хитом «Ах этот сумасшедший дождь» — но этот дождь точно не смоет все следы романтичной эпохи…
Гвоздём программы, сделавшим нынешний фестиваль революционно-уникальным, стал бесценный подарок всем поклонникам настоящего рока — появление на сцене рок-группы «Круиз» Матвея Аничкина. 40 лет назад эта легендарная команда, выйдя из колыбели ВИА «Молодые голоса» Тамбовской филармонии, впервые на отечественной большой сцене грянула хард-рок.
Тогда это было в прямом смысле громом среди ясного неба на фоне строгой советской эстрады. Группа произвела фурор по всей стране, собирая стадионы, но счастливое это мгновение довольно быстро закончилось запретом программы и расформированием коллектива приказом тогдашнего Министерства культуры.
Спустя десятилетия руководитель «Круиза» Матвей Аничкин возродил группу, правда, с уже другими музыкантами. Оказалось, песни ничуть не устарели, а также свежо и актуально звучат в наше время.
Тяжёлые гитарные рифы перекатывались над Цной под железный ритм барабанов, а зрители, не скрывая эмоций, подпевали слова до боли знакомых хитов: «Послушай, человек!», «Стремления», «Кто-то обязан быть первым», «Музыка Невы» и, конечно, заводной «Волчок», давно ставший вечным рок-двигателем. А когда зазвучала нетленная баллада «Не позволяй душе лениться» на стихи Николая Заболоцкого, вся площадь и склоны высокого берега Цны озарились тысячами огней мобильников. Пространственные клавишные соло подхватывала виртуозная гитара нашего земляка Дмитрия Лазеева, и даже участницы фольклорных коллективов в народных костюмах, вряд ли ежедневно слушающие тяжёлый рок, не могли усидеть на месте. Кстати, Дмитрий, в своё время играл не только в тамбовских группах, но и работал в команде Леонида Агутина — это именно его гитара звучит в «Босоногом мальчике», «Хоп-хей, ла-ла-лей» и других шлягерах. А выступление на сцене родного города в составе нынешнего «Круиза» — чем не ошеломляющий пример сбывшейся мечты.
Символично, что после «Круиза» вокальный ансамбль «Новый мир» представил новую песню «Тамбовская земля», а вышедший на сцену руководитель области Максим Егоров поздравил участников и зрителей фестиваля с этим неординарным событием и выразил уверенность в дальнейшем процветании Тамбовщины.
Хедлайнером фестиваля стала Народная артистка России Лариса Долина со своей эстрадно-джазовой программой. Поклонники «Погоды в доме» смогли насладиться любимыми песнями и одним из погожих тёплых вечеров уходящего лета. Но это лишь означает, что фестиваль «Песни над Цной» завершился, чтобы вернуться снова, потому что музыка вечна…
Читайте также: Мичуринский ГАУ готовится к Дню садовода – 2022