Вот уже больше месяца мы живём в мире, который никогда не станет прежним, потому что никогда снова не начнут продавать молочную продукцию так, чтобы не разделять её на ту, что с содержанием молочного жира (СЗМЖ — запомните аббревиатуру) и без содержания молочного жира (БСМЖ — тоже запомните, пригодится). Проще говоря, продукты решено поделить — наконец-то — на натуральные, которые БСМЖ, и не очень, — соответственно, СЗМЖ.
Изменения в правилах торговли вступили в действие с 1-го июля, но в первые дни увидеть результаты было невозможно, товары в молочных отделах больших и малых магазинов стояли в прежнем порядке.
Между тем, новое требование никак нельзя назвать внезапным. О нём было известно уже чуть ли не целый год, а контролирующие организации, прежде всего, управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, уже с конца прошлого года вели разъяснительную работу с представителями муниципалитетов и предпринимателями. И всё-таки к «часу Ч» многие предприниматели оказались традиционно не готовы, что и показали проверки, проведенные специалистами Роспотребнадзора после вступления в действие новых правил.
«За месяц в области проверено 128 хозяйствующих субъектов, выявлено 44 нарушения правил продажи», - говорит Любовь Егорова, начальник отдела защиты прав потребителей управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.
Фиксировались такие нарушения в различных предприятиях торговли, но всё же в федеральных торговых сетях – они отмечались чаще. Региональные сети, как считают представители тамбовского Роспотребнадзора, оказались более оперативными и сумели быстро приспособиться к новым правилам. Помимо крупных сетевых магазинов, неправильная выкладка товаров отмечалась в мелких магазинчиках, зачастую — в мелких населённых пунктах, а также в городских магазинах шаговой доступности, расположенных в отдаленных районах.
«В течение июля к административной ответственности привлечено 17 нарушителей. Внеплановые выездные проверки соблюдения правил продажи продлятся до конца года», - говорит Любовь Егорова.
Нарушения выявлялись двух видом: молочная продукция была выставлена в торговом зале без информации о содержании молочного жира, не соблюдались правила размещения товаров. У части таких нарушений есть «объективные» причины: во многих магазинах, особенно в сетевых, выкладкой товаров определённого бренда занимаются менеджеры этого бренда, главная задача которых — показать свой товара максимально выгодно. Продавцы же нередко в «мелочи», что, где и как стоит. Вообще, не вникают, вернее, не вникали, потому что теперь, когда все по-новому, они должны уметь отличить продукцию «без содержания», от продукции «с содержанием», определить ей соответствующее место на полках.
«Теперь менеджерам придётся выставлять свою продукцию под контролем продавца, ну а тем, в свою очередь — изучать сопроводительную документацию, чтобы быть в состоянии указать, где именно товары должны находиться», - замечает Любовь Егорова.
Необходимость подобного рода контроля в создает дополнительную нагрузку на продавца, требует дополнительных затрат труда и времени. Некоторую часть из возникающих при этом затруднений решают рекомендации Минпромторга, в которых разъясняется, каким образом можно выделять виды продукции, показаны различные способы выделения, предложены варианты для крупных и небольших магазинов, примеры оформления ценников и т. д.
Впрочем, иногда трудности продавцы создают себе сами: сотрудникам тамбовского Роспотребнадзора встречали при проверках случаи, когда продавцы начинали «идентифицировать» всякие кисели и желе, проявляя явное незнание того, что именно относится к «молочной продукции». Вероятно, перестаравшись, они решили поделить на БСМЖ и СЗМИЖ все содержимое холодильников...
Свою долю затруднений с вступлением в силу новых правил получили и покупатели. Выкладка товара «по-новому» делается не по наименованию, не по типу продукта или его назначению, так что расположение его на полках кое-где поменялось полостью. А значит, брать привычные пакеты, коробочки и бутылки чуть ли не с закрытыми глазами уже не получается, приходится ходить, искать и... иногда находить продукт, который считали натуральным, в числе тех, что «с заменителями». Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Ну а неожиданное и немного неприятное «открытие» может способствовать более внимательному отношению к приобретению продуктов и чтению этикеток, как бы трудно это иногда не было. А для тех, кто никак не может разобраться с тем, как ориентироваться в новых условиях или видит нарушение правил выкладки, 12 августа начала действовать Всероссийская «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей, связанных с новыми правилами размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговых сетях. Открыта она Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Линия будет работать до 25-го августа, специалисты будут консультировать по вопросам, связанным с правилами выкладки, а также с тем, как надо действовать потребителям, если молочная продукция на полках стоит, как и прежде, вперемешку, и выбор затруднен. Операторы Единого консультационного центра будут осуществлять непрерывный прием звонков, первичную консультацию, а по отдельным вопросам перенаправлять обратившихся в территориальные органы Роспотребнадзора.
В тамбовском органе Роспотребнадзора начинает действовать своя «горячая линия», позвонить по номеру 48-03-42 могут как потребители, так и предприниматели, если у них имеются вопросы относительно размещения и выделения молочных товаров, напоминает Любовь Егорова.
Читайте также: Молоко для следопытов