Для тамбовчан стали неразделимы три слова: весна, Рахманинов и фестиваль. Поэтому, как заметил открывавший первый фестивальный вечер глава города Тамбова Сергей Чеботарёв: «Любители классической музыки всегда с нетерпением ждут апреля. Ждут замечательные фестивальные концерты. В этом году фестиваль потрясающий. Я говорю это каждый год, но совершенно искренне. Этот год юбилейный — год 145-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. Потому его обширную программу составляют концерты, о которых можно только мечтать. Сегодня прозвучат мощные «Колокола», которые не исполнялись в Тамбове уже несколько десятилетий. Прозвучит Второй концерт — одно из самых ярких произведений фортепианной музыки ХХ века. В фестивальной программе такие потрясающие имена, как Вадим Руденко, Алексей Татаринцев. На закрытии по традиции сыграет Николай Луганский. Рахманинов совершенно удивительный композитор. Его творения возвышают душу. Этот композитор спасает нас от озлобленности, от всего грязного и наносного. Пусть же его чарующая музыка будет для нас целительной».
Радостная новость
Приветствовавший собравшихся директор Музея-усадьбы С. В. Рахманинова Александр Ермаков поделился радостной новостью. Для всех, кто дорожит культурой нашей области, кто стремится, чтобы она стала более привлекательной и узнаваемой в мире, новость стала приятным сюрпризом. 28 марта, в день памяти Сергея Васильевича, в райцентре Бондари состоялось совещание, на котором было решено проводить в этом районе, где несколько лет в XIX веке гостил летом, много и интересно работал великий композитор Пётр Чайковский, фестиваль его имени. В Бондарях будет открыт музей Чайковского и памятник композитору, а в селе Усово открыт памятный знак. Как известно, Рахманинов боготворил Чайковского и считал себя его учеником. Эти два имени неразрывно связаны и с Россией, и с музыкальным миром всей планеты.
«В дни, когда фестиваль шагает по области, — сказал Ермаков, — самое главное — не пропустить прекрасные мгновения фестивальных встреч с музыкой. Поверьте, музыка Рахманинова обогатит вашу душу, сделает её чище. Желаю вам замечательных музыкальных открытий на одном из старейших музыкальных фестивалей нашей страны».
Музыкальные шедевры
Если «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» Рахманинова на Тамбовщине звучит практически ежегодно, то вокально-симфоническую поэму «Колокола» вживую не слышали уже несколько поколений тамбовчан. Для нас приятно, что эти произведения объединяет Ивановка. Именно там был в основном написан концерт, а в 1913 году — «Колокола».
В своих воспоминаниях Рахманинов отмечал, что одно из самых дорогих впечатлений его детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами новгородского Софийского собора. Ощущение трагического величия, созданное звоном новгородских благовестников, Рахманиновым будет часто использоваться в музыке. Известный музыковед Борис Асафьев очень точно охарактеризовал эту особенность его мелодики: «У Рахманинова колокольность вплетена в ткань музыки. Проявляется в самых различных красках, толчках, ритмических узорах. Раскрывает психологическое состояние встревоженного человечества».
Это состояние тревожного ожидания особенно ярко проявилось в поэме «Колокола», созданных накануне Первой мировой войны. Произведение было написано на слова одноимённого стихотворения Эдгара По в переводе Бальмонта. В звучании колокольного звона предстаёт трагическая судьба человека, которую сам человек воспринимает с мрачностью, но и мужеством. В начале сочинения его детство звучит серебряными переливами маленьких колокольчиков, которые затем перерастают в радостный свадебный звон. Затем привычный ритм колокольного звона становится более суровым и переходит в печальный погребальный перебор. Смену ритмов и чувств поддерживает хор, исполняющий поэтические строки. Рахманинов считал «Колокола» самым сильным своим произведением. А по достоверности оркестровки колокольного звона эта поэма стала уникальным явлением симфонической музыки.
На сцене Тамбовского академического драматического театра «Колокола» исполнили Симфонический оркестр Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижёр — заслуженный артист России, профессор Игорь Громов), лауреат всероссийских и международных конкурсов Саратовский губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Людмила Лицова) и лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель золотой медали IX Всемирных Хоровых Игр в Сочи Смешанный хор ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (руководитель и дирижёр — профессор Ольга Немкова). Солировали в поэме лауреат международных конкурсов Ирина Морева (сопрано), заслуженный деятель Казахстана, солист театра «Новая опера» Нурлан Бекмухамбетов (тенор) и лауреат международных конкурсов, солист Большого театра России Анджей Белецкий (баритон).
«Выступать в Тамбове, — сказал перед концертом дирижёр Игорь Громов, — куда приезжали ведущие артисты страны, и ныне здравствующие, и те, кого уже нет с нами, очень ответственно. 37-й фестиваль посвящён одному из величайших композиторов земли русской. Но Сергей Рахманинов музыкант и планетарного масштаба. Поэтому оркестранты перед концертом испытывают самые сильные и трепетные чувства. Переговоры об исполнении в Тамбове «Колоколов» шли уже давно. В полном варианте они никогда не исполнялись в программе фестиваля. «Колокола» — одно из ключевых сочинений в творчестве Рахманинова. Написал он его в расцвете сил. Композитору было 40 лет, это уже и мудрость, и опыт, и ещё много молодой энергии. Это сочинение необыкновенной художественной силы и фантазии».
Громов рассказал, что репетировать это сложное произведение оркестр начал за два месяца до выступления. И оркестру удалось его сыграть в феврале в Большом зале Московской консерватории в программе, посвящённой 100-летию Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. В «Колоколах» солировали те же вокалисты, что приехали в Тамбов. А хоровые коллективы были задействованы другие. Поэтому Игорь Громов для подготовки выслал в Тамбов и Саратов видеозапись этого концерта.
Дирижёр посетовал, что разместить большой, в 100 человек, оркестр на сцене Тамбовского драмтеатра было нелегко: «Сцена замечательная, историческая. Но зеркало сцены очень узенькое, и поэтому хоры поставить по бокам было некуда. Хористов разместили в глубине. Из-за этого пришлось использовать микрофоны, иначе звук сквозь большой оркестр невозможно было бы донести».
И всё-таки эти сложности не сказались на качестве исполнения «Колоколов». Публика была в восторге от мощного, эмоционального звучания оркестра и профессионального пения солистов и хора. Стоя и овациями публика встретила и выступление замечательного пианиста, лауреата международных конкурсов Вадима Руденко, вдохновенно исполнившего Второй концерт Сергея Рахманинова. Завершилась же программа торжественного открытия вручением вице-губернатором Натальей Астафьевой и начальником управления культуры и архивного дела Юрием Голубевым фестивальных дипломов участникам концерта.