Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Три на два не делится: московский театр «Событие» по-новому «прочитал» тамбовчанам пьесу «Мой Марат»

Культура
Фото:

«Никогда ещё так пронзительно не звучала эта пьеса Арбузова» – не без удивления отметил один из зрителей, вышедший после спектакля «Мой Марат» в постановке Московского драматического театра «Событие». И, действительно, пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», имеющая большую сценическую историю, в стенах Тамбовского молодёжного театра получила новое звучание. То была особая драматургическая краска в фестивальной палитре «Виват, театра».
Это произведение советского драматурга – как учебное пособие для актёров. Наверняка немало тамбовчан помнят хрестоматийную пьесу в классическом исполнении. В этом и есть сложность работы над уже известным произведением. И каково же было удивление (безусловно, приятное) – увидеть на молодёжной сцене свежее прочтение классики, удачный эксперимент, оригинальные художественные решения.
Три персонажа, три голоса, три времени, три судьбы...
Найти внешнее сходство с пьесой, популярной с 1969 года и по сей день, было непросто. Но от этого спектакль не утратил сложного конфликта отношений, где есть третий лишний.
Домашнюю обстановку ленинградской квартиры удалось передать благодаря уютному камерному залу ТМТ, который не был рассчитан на большое количество мест. Это и создавало тёплую атмосферу «квартирника», той самой коммунальной квартиры.
Зритель находился настолько близко к импровизированной сцене, что каждый персонаж был как под лупой. Московские актёры привезли тамбовчанам настоящий игровой театр, в котором мистика и психология человеческих отношений переплетались с юмором. А текст классического произведения, написанного 50 с лишним лет назад, обретал современное звучание.
Вот они – Лика, Марат и Леонидик, которых вместе свело страшное время – блокадное. Ещё совсем юными и наивными зритель встречает их в первом акте, и уже слишком взрослыми и будто бы ещё более наивными провожает в третьем. Однако вместо ожидаемых песен военных лет начинают звучать треки группы «Агата Кристи», и это уже не та привычная зрителю история любви или нелюбви, это не история даже, а диалоги времени через известных нам персонажей.
Смех сквозь слёзы
Классический любовный треугольник: Лика любит Марата, и свой выбор она уже сделала. Леонидика девушка жалеет и, казалось бы, у него нет шансов. Но жизнь разводит их на долгие четыре года. И вот Леонидик возвращается и добивается согласия Лики стать его женой. Марат приходит слишком поздно и не решается отнять любимую у товарища, который стал инвалидом. Казалось бы, как смешны и наивны попытки мальчиков заслужить благосклонность роковой Лики. Но это горький смех, смех сквозь слёзы. Три судьбы на две любви и два счастья не делятся.
Через 13 лет герои встречаются вновь. Каждый понял, что своим благородством, нерешительностью, жалостью сломал себе и другим жизнь. Но есть ли шанс этому трио стать счастливым – теперь, когда каждый понял свою ошибку? Этот вопрос растворяется в воздухе, когда на сцену выходит поседевший Леонидик с верёвкой на шее.
Казалось бы, что такого в этой пьесе может найти современный человек? Оказалось, может. Ведь она отнюдь не устарела за это время, как не могут устареть вечные вопросы. Кто кузнец своего счастья? До какой степени нужно жертвовать собой ради других? Можно ли построить счастливую жизнь на чужом несчастье? И все эти вопросы зритель задаёт себе не только во время погружения в удивительно живые диалоги, но и наблюдая за немыми сценами и говорящими танцами.
Полушёпотом в полутьме
«Мой Марат» – тот случай, когда минимализм во всём, лаконичность деталей – и есть тот самый максимальный фокус. Это не пустота, не скудность декораций, а то, что открывает зрителю глубину происходящего. Три костюма, три причёски, три предмета – вот, пожалуй, и весь набор внешних выразительных средств актёра. Ну, и, конечно, сама квартира, которая с каждым отрезком времени обживается характерными предметами быта.
Вот в центре зала на полу стоят две пустые жестяные кружки военных лет, разделяющие актёров. После войны в руках героев будут уже чашки, как символы мирного времени. А через десятилетие – пустые фужеры.
Доска – ещё один временной портал. На ней в блокаду возникает окно, через четыре года Лика чертит мелом телевизор. Необычайная находка третьего акта – праздничная гирлянда из оружейных гильз. И всё это появляется в полумраке. А диалоги звучат полушёпотом, вкрадчиво.
Чтобы так тонко и метко передать на сцене настроение времён и глубину переживаний персонажей в нём – нужно выложиться перед зрителем полностью, вывернуться наизнанку. Что и сделала команда Московского драматического театра «Событие», показав тамбовчанам пронзительную притчу о том, как важно сделать в жизни правильный выбор.
Спектакль длился почти три часа, но время (начиная с военных лет и до наших дней) пролетело незаметно. Живая актёрская игра, их мастерские перевоплощения, точечная сценография и удачно подобранное звуковое сопровождение попали в «яблочко». И когда включился привычный свет, зал встал – как благодарность за неповторимое чувство катарсиса.
Действительно, не бойтесь быть счастливыми, господа!
Авторы: