В Музейно-выставочном центре Тамбовской области открылась персональная выставка члена Союза художников России Юлии Латте, которая выбрала своей визитной карточкой редкую технику - кофейная гризайль.
В творческом багаже художницы много изображений животных, пейзажей и портретов. Но нынешняя экспозиция особенная. Она называется «Сирия. Мин нет!». Картины, созданные с помощью кофейной краски, отражают нынешнюю действительность в Сирии. Полотна Юлии Латте запечатлели будни российских сапёров, проводящих разминирование развалин освобождённых сирийских городов, питьевые источники и даже детские игрушки. На одном из полотен изображены бегущие среди разрушенной улицы радостные дети с разноцветными воздушными шарами. Война окончена! На другом — на фоне песчаного сирийского пейзажа гордо развиваются флаги. Лишь в деталях — шарах и флагах — художница допустила введение ярких красок. Всё остальное написано в охристых кофейных тонах, имеющих множество оттенков от светло-жёлтого до тёмно-коричневого.
На встрече со зрителями в Музейно-выставочном центре Юлия Латте рассказала, о том как изобрела кофейную гризайль. В период, когда она впервые должна была стать мамой (сегодня у художницы сын и дочь), врачи запретили ей пить кофе. А Юлия обожала этот напиток. И чтобы не расставаться с его несравненным ароматом, художница решила поэкспериментировать и создать кофейную краску. И это ей удалось. Монохромные картины с 2008 года прочно вошли в её творчество. А главное, получили признание у публики. С той поры Юлия и взяла себе псевдоним Латте.
Её жизнь разделилась на два отрезка: до и после изобретения кофеграфии. У Юлии два высших образования. Сначала она как и её дедушка, отец и старший брат стала военным, дослужилась до звания капитана военной полиции. Вот откуда такие точные знания художницы о воинской службе, и в Сирии в частности. Затем она получила ещё и образование дизайнера, художника. Создав затем немало интересных полотен, вступила в Союз художников России. Разработав технику кофейной графики, Юлия Латте написала и издала книгу «Кофеграфия. Кофе как искусство». И теперь она сама даёт мастер-классы по изобретённой ею технике.
«В России, - рассказывает Юлия, - я стала первой. А вот в мире, когда начала поиски в Интернете, оказалось у меня оказались коллеги. В Бразилии, Индии, США, Таиланде и Японии есть художники, работающие в технике кофейной гризайли. Сегодня и наши художники признали такую графику и стали её развивать».
Кофейная графика необычайно подходит для сирийских пейзажей. Приглашённый на презентацию выставки заслуженный артист России Михаил Кустов, который преподавал в 2006 году в музыкальном институте Дамаска и много путешествовал по Сирии, принёс с собой фотографии. Пришедшие на встречу с художницей сирийцы, которые учатся сегодня в тамбовских университетах с жадным вниманием рассматривали эти снимки. Ведь они запечатлели ту, ещё не разрушенную и не разорённую войной Сирию. И как оказались похожи охристые пейзажи Пальмиры на фотографиях и картинах Юлии Латте.
«Когда я зашёл и увидел картины, у меня мурашки побежали по рукам, - признался студент Державинского университета, будущий врач Хумам Сафама. - Насколько точно художница отобразила пейзажи моей Родины и сегодняшнюю жизнь её народа. Сюжеты захватывают. Полотна трогают душу».
О большом впечатлении, которое произвели картины Юлии Латте, при встречи с рассказал и другой гость Музейно-выставочного центра, полковник запаса, кандидат наук Алексей Сытилин. Алексей Викторович три года с 1997 по 2000 год служил в Сирии, преподавал в инженерной академии в Алеппо. Ему было приятно вспомнить Сирию, красоту её природы и архитектурных памятников, дружелюбие сирийцев.
«Мы с женой с огромной болью смотрим по телевидению все последние годы сюжеты из Сирии, - признался Алексей Сытилин. - Мы видели цветущую и мирную страну, прекрасный, добрый народ. У нас остались незабываемые воспоминания о пребывании в Сирии. А теперь сердце сжимается от боли. Война принесла разрушение городам и страдание мирным жителям страны. И всё же сейчас есть вера в хорошее будущее этой прекрасной страны».
Алексей Викторович с удовольствием пожал руку будущему инженеру, студенту ТГТУ, пришедшему на выставку с однокурсниками и преподавателем кафедры русской филологии, доцентом Тамарой Губановой. Оказалось, что он родился в Алеппо на той же улице, где жил и Алексей Сытилин. Общение Юлии Латте с зрителями, собравшимися на открытие экспозиции, прошло в необычайно тёплой обстановке. Понравившиеся картины сирийские студенты и гости выставки и после общения с художницей долго рассматривали, расспрашивая Юлию о её необычайной технике и впечатлениях от Сирии, которую она так пронзительно отобразила на своих полотнах.