Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Сюрприз тамбовчанам от ГИТИСа: на Рыбаковском фестивале разворачивается Молодёжный проект

Культура
Фото: Фото автора

Театральный фестиваль завершился — да здравствует фестиваль! Так можно было смело сказать после того, как на сцене Тамбовского драмтеатра торжественно подвели итоги конкурсной программы XIII Межрегионального фестиваля имени Н.Х.Рыбакова.
Награды вручены, коллективы театров из разных городов страны, что боролись за звания лучших в различных номинациях, увезли домой призы и творческое настроение. Но фестиваль смотрит в будущее, и его в рамках традиционно проходит Молодёжный проект, где свои работы представляют студенты театральных вузов России. С не меньшим волнением и надеждой...
Правда, в этой молодёжной части фестиваля не присваивают званий и не определяют места в номинациях, но, тем не менее, компетентное жюри спектакли обсуждает вместе с его создателями, и эти обсуждения для молодых актеров дорогого стоят. Это не говоря уже о мастер-классах, которые тоже традиционно проходят в рамках нашего уникального в своём роде фестиваля.
Поэтому зрители сразу после того, как отзвучали поздравления и аплодисменты в честь победителей в конкурсной программе, фактически не переводя духа, погрузились в атмосферу творчества будущих звёзд российского театра.
В этот вечер своё прочтение классики представили студенты Российского института театрального искусства ГИТИС, которым повезло стать воспитанниками мастерской знаменитого режиссёра Леонида Хейфеца. ГИТИС давно является традиционным участником Рыбаковского фестиваля, и на этот раз ребята привезли спектакль по нестареющей пьесе Александра Островского «Бешеные деньги».
Говорят, на то она и классика, что во все времена остаётся актуальной. И история прагматичной невесты и её матушки, что выбирают жениха по степени его богатства, как будто написана в наши дни. И потому совершенно естественно воспринимаются на сцене персонажи не в костюмах купеческой среды XIX века, а в современных джинсах, кроссовках и бейсболках. Это же относится и к декорациям, которые символично аскетичны, но от этого не менее выразительны. Их задача — создать настроение и как бы оттенить игру актёров. Потому что на сцене всё равно делает погоду Его Величество Актёр.
Погрузившись в свои персонажи, актёры вместе с режиссёром дают разыграться всей своей фантазии, но всё же авторский текст Островского сохранен в точности. И он, как ни странно, абсолютно легко ложится на современную действительность, потому что ребята играют про нас.
Точнее, не играют, а существуют на сцене в этих образах, слегка гротескных и даже нарочито условных, но абсолютно жизненных. И тогда ты забываешь об условности происходящего и начинаешь верить этим якобы богатым женихам, у которых, оказывается, нет ничего, кроме имиджа. Верить, как верят им незадачливая охотница за миллионами и её «маман», получившие свой урок заслуженного разочарования. Это совершенно современный Островский, и, наверное, если бы знаменитый драматург мог перенестись на машине времени в наши дни, то от души бы аплодировал молодым актерам и, может быть, взгрустнул над судьбой своих героев под звуки саксофона Фаусто Папетти.
Театр не может стоять на месте. Потому что остановка — это шаги назад. Так что продолжение фестиваля пусть спорными, но креативными спектаклями Молодёжного проекта, несёт надежду на это вечное движение театра, который – жизнь.
Авторы: